Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс


Questions and Answers About the Rapier


Автор статьи: Джон Клементс (John Clements)

Перевод с английского: Мария Гаврилина, (c) 2013

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс

«Поскольку я — профессиональный фехтовальщик, знаток боевых искусств и занимаюсь фехтованием с 1980 года, то чувствую себя вполне уверенным и квалифицированным в области истории оружия и его использования. Я работал с десятками подлинных рапир 16-17 века в семи странах и двух частных коллекциях, а так же изучал их в музеях 10 стран. Я изучал историю оружия в пяти крупнейших европейских библиотеках, трех частных собраниях, а так же в крупных библиотеках США. Кроме того, меня есть собственная библиотека  по оружию эпохи Ренессанса на 6 языках. Как преподаватель и исследователь,  я знаю, какие вопросы обычно возникают при изучении рапиры.» — Джон Клементс

Самое лучшее определение, которое я могу дать такое: настоящая рапира – это одноручное колющее оружие с толстым и постепенно сужающимся сечением клинка и очень узким и острым концом. Безусловно, рапиры отличаются друг от друга формой, длиной и шириной клинка и, в особенности, внешним видом эфеса, но в общих чертах, рапира – это тонкое, легкое, хорошо сбалансированное колющее оружие, предназначенное для поединка без брони.

В источниках по историческому оружию рапира как разновидность клинкового оружия эпохи Ренессанса определяется по-разному. Термином «рапира» называли узкий рубяще-колющий клинок, мало приспособленный для широких рубящих и режущих ударов, которым пользовались как военные, так и горожане. В конце концов, рапирой стали называть только длинный колющий клинок, фактически, не имеющий лезвия.

Рапиры могу быть разных форм и размеров, поэтому не всегда легко отнести их именно к «рапирам» (как я писал в своей книге 1997 года, чаще всего их определяют неправильно). Однако у них есть общие черты: тонкий и жесткий, негнущийся клинок, предназначенный для колющего (в противоположность рубящее-колющему) стиля фехтования.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

↑Наверх↑

2. Почему так много расхождений в точных определениях рапиры?

Расхождения по поводу точного определения рапиры происходят оттого что, классификация клинкового оружия никогда не была чем-то точным, поскольку ружейники и фехтовальщики прошлого не позаботились о том, чтобы снабдить своё оружие ярлыками. Они классифицировали оружие не по внешнему виду, как это делается сейчас, а больше ориентировались на его предназначение и возможности. Однако нынешние коллекционеры и хранители оружия как правило называют рапирой все, что хоть как-то отличается от обычного меча с крестообразным эфесом, даже если на самом деле такое определение не верно. Современные оружейники тоже часто допускают подобную ошибку, что усиливает общую неразбериху в оружейной среде.

Кроме того, развитие фехтования и оружия происходит не линейно от простого к сложному (хотя именно такой взгляд на фехтование был господствующим с 19 века), как будто развитие оружия — это процесс создания некой идеальной «высшей» формы.

Изменение форм оружия больше напоминает дерево, на котором появляются новые ветви и в то же время отмирают старые; это процесс постоянных нововведений и приспособления к новым обстоятельствам и нуждам. Для ясности вполне приемлемо пользоваться терминами «ранняя» рапира – с достаточно широким и плоским в сечении клинком и «поздняя» или «настоящая» рапира – для более узких вариантов. Короткий одноручный меч, резко сужающийся к острию (типичный для 15 века), сегодня также будет считаться разновидностью рапиры, главным образом из-за эфеса, напоминающего эфесы рапир конца 16 века.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

↑Наверх↑

3. Как выглядят настоящие рапиры?

Делать обобщения в отношении любого вида клинкового оружия очень сложно, и рапира — не исключение, однако они обладают определенными признаками и качествами, которые я могу прокомментировать.

За последние несколько лет у меня была уникальная возможность непосредственно изучить 4 или 5 десятков рапир 16-17 вв.  разных размеров, с некоторыми образцами мне даже удалось поупражняться и даже сделать тестовые удары. Я обратил особое внимание на то как изменялось сечение клинка по длине, на жесткость (несколько было можно об этом судить, не сгибая клинок) и остроту лезвия. Затем я изучил все экземпляры с точки зрения бойца, знакомого с техникой фехтования того времени. Так же, у меня есть несколько реплик подобного оружия, которые я тщательно тестировал на сыром мясе и других материалах. Всё это дало хорошую базу для сравнения рапир.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

↑Наверх↑

4. Как рапира лежит в руке?

Во время своих исследований я был поражен тем, насколько хорошо рапиры сбалансированы: они казались почти невесомыми, были невероятно маневренными и подвижными, никакого сравнения даже с лучшими современными репликами, которые я держал в руках. Только несколько клинков из всего этого множества показались мне немного неудобными, но даже в этих случаях это объясняется не плохим качеством оружия, а тем, что это были пробные образцы, либо экземпляры, изготовленные для конкретного человека с индивидуальными особенностями фехтовальной техники, или же в более позднее время на них были заменены эфесы, что и привело к изменению баланса.

Все экземпляры, которые я изучал, весили  меньше трех фунтов (фунт  – примерно 450 гр., то есть 1,3 кг – прим. перев.), большая часть весила меньше 2,5 фунтов (около 1,1 кг), а некоторые даже меньше 2 фунтов (900 г). Абсолютно не тяжелые. Как специалист по средневековому оружию и бывший спортивный фехтовальщик, я с уверенностью заявляю, что эти рапиры не были медленными или неповоротливыми в обращении. За редким исключением, у меня нет ни малейшего сомнения в том, что приемы боя на рапирах, описанные в имеющихся исторических источниках, вполне могут эффективно осуществляться любым из этих предметов.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

↑Наверх↑

5. Каким был клинок у рапиры?

Как и любой другой вид холодного оружия, рапира имела самые разнообразные клинки, и все они использовались в равной степени (что сейчас и затрудняет атрибуцию и классификацию).  Клинки рапир очень отличаются друг от друга длиной, шириной, сечением клинка и остротой лезвия. Многие рапиры очень сложно отличить от военных рубяще-колющих клинков, бывших тогда в употреблении. Их разнообразие простиралось от  плоских, сужающихся к острию, конусообразных клинков до более объемных в сечении и узких клинков (т.н. «настоящих» рапир). Почти все рапиры имеют узкий жесткий клинок, который становился тоньше к острию. Многие клинки, в последней четверти или 1/5 клинка становятся овальными или круглыми в сечении, а не плоскими. Основной вес был сосредоточен в эфесе для того, чтобы можно было проводить длинные и быстрые колющие атаки.

Большинство рапир относительно узкие, но имеют толстое поперечное сечение. Некоторые рапиры в сечении имеют форму уплощенного ромба или треугольные, для того чтобы сделать небольшие лезвия, в то время как другие, более толстые клинки, в сечении 6-угольные, 8-угольные, либо в виде 4-конечной звезды лезвий не имели. Такое разнообразие сечений – результат стремления оружейников создать тонкий, легкий, но при этом прочный клинок. У рапиры могла быть утолщенная в сечении, прямоугольная, незаточенная пята (часть клинка, возле эфеса), либо она делалась широкой и затачивалась.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

↑Наверх↑

6. Насколько прочными были рапиры, легко ли они могли сломаться?

Есть много исторических свидетельств того, что рапиры ломались во время боя (в теле противника либо от удара о другое оружие), и я сам держал в руках рапиры, на которых были следы поломок (клинки были сломаны или погнуты). Другие клинки, которые я исследовал, казались такими тонкими и легкими, что легко могли сломаться от сильного удара, либо при сгибании. Я неоднократно ломал клинки современных рапир, какие-то случайно, какие-то – для того, чтобы понять, какие усилия для этого нужны.

Примерно у 70 рапир, которые я держал в руках, клинки были сильно деформированы. Поскольку рапиры делались очень тонкими и легкими, это сказывалось на прочности клинка, и он мог сломаться при столкновении с любой жесткой поверхностью. Некоторые оружейники даже советовали не бить острием или, по крайней мере, не рубить в этом случае от плеча (поскольку это медленно).

Хотя клинок рапиры, безусловно, хрупкий, он не так уж уязвим (хотя его хрупкий кончик мог отломиться легко). Рапира может быть достаточно крепкой и отражать удары более тяжелого оружия, но только средней, более прочной частью клинка, эфесом или (самый лучший вариант) атаками, которые отводят удар, а не ставят жесткий блок. Правда, я не уверен, что рапиры, которые я видел, могли бы  отражать мощные удары подобным образом. Наилучшим вариантом было бы увернуться от атаки, а не пытаться парировать ее (впрочем, такое несмоненно происходило если избежать атаки было невозможно).

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

Вопросы и ответы о рапире. Джон Клементс.

↑Наверх↑

7. Откуда происходит название «рапира»?

Существует несколько теорий происхождения этого термина. Изначально, в 1470-х французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие la rapiére, испанцы называли  небольшой клинок, который носили с гражданской одеждой, spada ropera («одежный меч» или «костюмный меч»). К 1530-м годам такое оружие стало известно в английском языке под названием rapiers, а в немецких работах по фехтованию 1540-х годов под названием Rappier или Rapir. Несомненно, слово использовалось и до этого. Слово «рапира» обозначало знакомый нам тонкий колющий клинок. В современном итальянском языке их иногда называют stricia. Есть еще несколько слов, имеющих отношение к термину «рапира»: rasper, rappen, verdun. Интересно, что итальянские и испанские создатели рапиры не называли оружие не иначе чем spada или espada — родовыми понятиями, означающими длинноклинковое оружие как таковое. Французские источники 1530-х и английские 1540-х называют рапиру «испанским мечом». Термин Ensis Hispanis (либо Ensis Hispanicus – что также переводится «испанский меч») использовал Пауль Гектор Майер в своем руководстве, созданном около 1542 года. Но как показывают его многочисленные иллюстрации, этот термин, несомненно, относился к разновидности клиновидного рубяще-колющего оружия средней длины со сложным эфесом, которое использовалось в бое без брони.

Несмотря на это, нет абсолютно точных описаний того, что же собой представляла espada ropera или la rapiére. Мы ничего не знаем ни о ее размерах, ни о длине, не о виде клинка и эфеса. Учитывая природу боевых искусств и оружия в то время, она должна была обладать очень специфическими характеристиками, достаточно устоявшимися для того, чтобы появился новый термин. Есть любопытные свидетельства того, что итальянская знать в 1480-х – 1490-х годах начала носить клинки, которые были длиннее и тяжелее обычных кинжалов, но легче чем обычные военные мечи того времени. Вполне может быть, что это рубящее-колющее оружие изготавливалось во всё более длинных вариантах и так со временем появилось новое оружие — рапира.

Придворные второй половины 16 века носили шпагу при дворе, а так же в качестве знака своего высокого статуса, и особой привилегии – устраивать в незаконные «поединки чести», поэтому можно уверенно предположить, что именно это и было первоначальным назначением рапиры, а последующее применение пришло позднее. Если рапира впервые получила распространение при дворе, то мы должны задать вопрос: почему оружие, не имеющее «рыцарской» истории использования на войне, внезапно стало использоваться аристократией в качестве атрибута придворного костюма? Вероятно, мы можем рассматривать рапиру как атрибут не только придворного, но и простого костюма для передвижения по городу, потому что для повседневной самозащиты легкий клинок подходил очень хорошо. Постепенно клинки стали длиннее и тоньше для более подвижного  колющего стиля фехтования, более подходящего для уличного боя и частных дуэлей. Новый вид оружия очень быстро стал популярным потому, в многолюдных беспокойных городах Северной Италии, полных соперничающих группировок и разнообразной городской стражи, была потребность в такого рода оружии.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

8. Почему была создана рапира?

Рапира произошла от более ранних форм рубяще-колющего оружия и стала средством самообороны в городских условиях, и для частных дуэлей. Подвижное, одноручное колющее оружие, которое можно было использовать на улице, в переулке или в закрытом пространстве сформировалось к 1540-м годам как ответ на потребность бойцов, не имевших броню и нуждавшихся в оружии самозащиты. Благодаря давним традициям совместной работы оружейников и тех, кто пользуется их продукцией, оружие проверялось в действии, наиболее удачные элементы сохранялись и совершенствовались по советам и просьбам фехтовальщиков.

Сначала рапира была создана как ответ на рубящее-колющее оружие и только позже она стала применяться против других рапир. Как я писал в книге 1997 года об искусстве фехтования эпохи Ренессанса, не было такой ситуации, что некто изобрел пару рапир, а потом пошел и предложил кому-нибудь подраться ими. Фактически, на портретах дворян, городской аристократии или членов королевского двора первой половины 16 века нет тонкого одноручного оружия.

С течением времени новые виды оружия появлялись одновременно с новыми способами их использования. Если в начале 1500-х человек не мог пойти на улицу с бросающимся в глаза огромным военным мечом, то более легкое и тонкое оружие было менее угрожающим и не таким громоздким. Однако внешний виды тонкого колющего клинка для повседневных поединков продолжал развиваться всю следующую сотню лет. Окончательную форму он приобрел только к 1570-1580-м гг.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

9. Почему рапира считалась чем-то новым?

По мере распространения по Западной Европе, рапира стала новым видом оружия и принесла с собой новый стиль боя. К 1530-м гг. уже были изменения во внешнем виде мечей и искусстве владения ими, но они не были резкими, масштабными или необычными. Все изменения в холодном оружии зависели от технологических, военных и социальных изменений. Уникальным было то, что новое оружие предназначалось для поединков в городских условиях, а не для боевых действий. Главным новшеством являлся сам тип длинного, легкого, одноручного колющего оружия.

Рапира была создана в Италии и Испании, а уже оттуда распространилась по Западной Европе. Введение рапиры в качестве «городского» оружия происходило постепенно. Несмотря на широкое распространение нового оружия и колющего стиля боя, если смотреть в целом, то видно, что трактаты по фехтованию в течении 16 века последовательно описывали различные приемы самообороны, как военного, так и гражданского назначения. Фехтование в Европе отличалось очень активной работой ног, новый же стиль подразумевал менее хаотичные передвижения, и поэтому требовалось изучение особой, более эффективной техники.

Существует прямая связь между грубыми практичными методами раннего Средневековья и более элегантной системой фехтования Ренессанса. Появление нового,  колющего стиля было не «эволюцией», а просто адаптацией к изменившимся социальным условиям и потребности в самозащите. Фактически, рапира вводилась в оборот не профессиональными мастерами фехтования, а обычными людьми и довольно долгое время два стиля фехтования существовали вместе.

В эпоху Ренессанса социальные и технологические изменения подхлестнули экспериментирование в западном искусстве фехтования и начали появляться многочисленные школы фехтования. Систематическое изучение гражданского, а не военного фехтования постепенно переросло в «Науку защиты» уделяющую особе внимание ситуации частной дуэли. Как и большая часть научных открытий и изменений в эпоху Ренессанса, изменения в фехтовании не происходили сами собой. Развитие искусства самообороны основывалось на принципах, которые устанавливались веками. Ни одна традиция фехтования или методология боя не существует сама по себе. Она появляется под действием окружающей среды, в результате отбора и переосмысления того, что было создано раньше. Именно так всё происходило колющим стилем фехтования в конце эпохи Ренессанса.

Примечательно, что клинки ранних рапир были достаточно плоскими в сечении (и, следовательно, приспособленными для ударов лезвием в большей степени чем поздние узкие и безлезвийные варианты, предназначенные только для укола), но всё же они были массивнее, чем у традиционных одноручных рубящих видов оружия. То есть ранние рапиры были очень близки к знакомым нам «таку» (tuck) или «эстоку», но в то же время они были легче, длиннее и уже чем любой военный клинок того времени. Поэтому эта форма клинка и была выделена как отдельный новый тип, получивший название «рапира».

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

10. Когда тонкие мечи стали рапирами?

Сложно сказать, когда тонкий меч «превратился» в рапиру. Мечи создавались для  определенных целей и использовались соответствующим образом, поэтому они классифицируются по типу клинка, а не по внешнему виду эфеса (как это чаще всего делают коллекционеры, хранители и историки оружия).

По мере появления новых средств, предназначенных для того, чтобы защищать и забирать жизнь, становилось ясно, что одни варианты работают лучше других. Однако требовалось время, чтобы новшества сменили более ранние формы во всех странах. Многообразие внешнего вида рапир можно легко объяснить, если мы будем понимать, что фехтовальщики постепенно выясняли, какие формы будут более эффективны, и как ими лучше пользоваться, оружейники же действовали в собственных интересах. В процессе «эволюции» оружия эпохи Ренессанса возникали формы клинка, которые были недостаточно широкими для сильного рубящего удара, но и недостаточно тонкие и легкие, чтобы ими можно было колоть так же, как поздними или «настоящими» рапирами. Поскольку они не могли нормально ни колоть ни рубить, то не пользовались популярностью и через несколько десятилетий сменились новыми формами.

Еще один фактор, который не всегда учитывается  при исследовании истории становления рапиры в качестве гражданского оружия, это города эпохи Возрождения, улицы в которых, как известно, были очень узкими. Помимо защиты от солнца и дождя, это делалось и для обороны города. Вторгающаяся  армия не сможет легко маршем пройти по узким улочкам, а защищающим проще строить на них баррикады. Так же в таком ограниченном пространстве не могла собраться большая толпа. В такой обстановке колющее оружие гораздо удобнее рубящего.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

11. Почему сложно отнести рапиру к какому-то определенному типу холодного оружия?

Поскольку рапиры не появились внезапно, а постепенно образовывались из рубящих и колющих мечей начала 16 века, то какое-то время существовало два тесно взаимосвязанных «семейства» клинков. Граница между ними достаточно расплывчата и нет четкого перехода от одного вида, к другому. В это время экспериментировали с многими разновидностями оружия. В фехтовальных трактатах как правило не уточняется, с каким видом оружия они учат обращаться, с гражданской рапирой или военным рубяще-колющим мечом, который еще назывался  arming sword, field sword, Reitschwerte («рыцарский меч») или spada di lato («side sword»). Очень трудно определить, какой вид оружия использует автор, потому что иллюстрации часто неточные и противоречивые, а приемы, описанные автором, могут с успехом использоваться и в обращении с военными мечами и их более тонкими сестрами – настоящими рапирами. Было бы легче пользоваться терминами «ранняя», «поздняя» и даже «переходная»  рапира, хотя они не исторические и не дают полного описания предмета.

Поскольку мало кто из тех, кто сегодня пишет или говорит о рапире и фехтовании на рапирах, держал в руках настоящий старинный образец (а еще меньше людей работали с подлинными экземплярами), возникает много неточностей и домыслов — и вот заблуждение готово. Из-за неточного изображения фехтовального боя в кино и на телевидении, каскадерами  и группами, занимающимися исторической реконструкцией, у зрителей создается неверное впечатление о подлинной сущности оружия. К сожалению, сейчас рынок полон некачественными репликами рапир, которые не воспроизводят жесткость клинка, внешний вид, вес и структуру эфеса подлинных. Эта проблема была очень распространенной в течение десятилетий и ещё больше усугубила путаницу в атрибуции рапиры, и в представлении о том, как с ней на самом деле обращались.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

12. Когда рапира использовалась?

Мечи, отдаленно напоминающие рапиры появились в 1540-х гг., хотя сам термин возник раньше.  Форма, наиболее приближенная к настоящей, появилась в 1580-е гг. а затем продолжала видоизменяться до конца 17 века. В Испании, хоть и в меньше степени, рапирами пользовались даже в 19 веке.  В некоторых районах Европы в 18 и 19 веке старинные рапиры иногда использовались при официальных дуэлях. Так же старые клинки  часто укорачивались, переделывались и снабжались другими эфесами.

Существует часто повторяющийся миф о том, как в середине 16 века учителя фехтования создали колющее оружие, которое сменило старые «тяжелые рубящие мечи». Это заявление не только игнорирует тот факт, что самые разные виды узких колющих клинков (и тяжелых и легких) существовали начиная с 14 века, и что само развитие рапиры началось за пределами традиционной сферы военных и профессиональных фехтовальщиков; оно также упускает, что за почти двухсотлетнюю историю этого оружия, все остальные «тяжелые рубящие клинки» продолжали широко использоваться и развиваться (сабли, палаши и т.д.) и после того, как популярность рапиры как оружия для дуэлей сошла на нет. Историю развития и использования рапиры (как и любого другого вида оружия), нужно рассматривать в историческом контексте, как историю оружия, которое сначала предназначалось для самообороны в городе, а затем превратилось в идеальное оружие для дуэли и для колющего стиля фехтования, завоевавшего популярность у аристократии.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

13. Какая связь между рапирой и другими видами колющего оружия?

В средние века существовал колющий меч, который назывался эсток или так который использовался с 14 века, но все-таки он не является прообразом рапиры, и прямой связи между ними нет. Это был большой, тяжелый, жесткий, двуручный меч, предназначенный для того чтобы проколоть или пробить пластинчатый доспех. По технике боя они похожи не на рапиры, а на обычные средневековые мечи, которые держали за фальш-рукоять (так называемые «полумечи» (half-sword)). Однако, вполне допустимо, что рапира могла произойти от  «эстока» или «така».

В разных странах их называли по-разному, но суть оставалась все той же: острые металлические прутья с квадратным или треугольным сечением и, как правило, двумя округлыми дужками гарды. В конце 16-начале 17 века делали короткие варианты таков для одной руки, но с ними еще нельзя было обращаться так же как с гораздо более тонкой и легкой рапирой. Так же, у минойцев был жесткий, резко сужающийся к острию бронзовый меч, напоминающий так.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

14. Существовали какие-то особые разновидности рапир?

Как только фехтовальщики создали для рапир особую технику боя и выяснили, как справляться с тем, кто владеет такими же приемами, начали появляться всё новые и новые разновидности рапир. У некоторых были очень длинные клинки, для того чтобы дотянуться до противника. Для этой же цели у других делались очень длинные рукояти. Встречаются рапиры с очень длинной и прочной пятой, сделанной для того, чтобы можно было лучше парировать удары более широких клинков. У некоторых рапир был расширенное и плоское острие, так называемая «лопатка», которое позволяло сделать быстрый хлесткий рубящий удар с движением от запястья.

Другие виды копировали знаменитые «пламенеющие» клинки мечей-фламбергов, а у некоторых на лезвиях делались зубцы как у пилы. Все эти ухищрения делались для того, чтобы узкий клинок хоть в какой-то степени мог рубить или резать (кузнец в этом случае получал хорошую возможность показать свое мастерство, потому что такие клинки были сложными и дорогими в изготовлении). Волнистые клинки использовались для кинжалов и пик. У других уникальных рапир делались заостренные головки рукояти, богато украшенные эфесы, у некоторых были даже перфорированные клинки или однозарядные пистолеты, встроенные в эфес. Даже были рапиры с выдвижными клинками, спрятанными в углублении рукояти, которые могли увеличивать длину на 8-9 дюймов (10 – 12 см  – прим. Перев.)

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

15. Существовала ли – «меч-рапира»?

Термины «рубящая рапира» (cutting rapier), «меч-рапира» (sword rapier) или «переходная рапира» (transitional rapier) в эпоху Ренессанса никогда не использовались. С тех пор как в 16 веке в дуэлях рапира вытеснила обычные военные мечи, началась новая эра в личном вооружении. Всегда были попытки сочетать достоинства широких рубящих клинков с легкостью и подвижностью  тонких колющих. Это породило множество экспериментальных видов, и некоторые не обладали ни теми, ни другими свойствами (не обладали ни рубящей силой широких мечей, ни подвижностью и легкостью узких клинков). Сегодня эти разновидности называют «тяжелой рапирой» (heavy rapier) или «меч-рапирой» (sword rapier), а другие виды были переходными между этими двумя разновидностями. Также часто на старых «таках» эфесы заменялись на новые, как у рапир, поэтому их часто неправильно определяли как «тяжелые рапиры».

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

16. Каким образом рапира изменила фехтование?

Главный принцип фехтования заключается в том, что кратчайшее расстояние между двумя точками не изогнутая линия удара, а прямая линия укола. Скорость и дальность рапиры в поединке без брони могли быть неожиданными и застать врасплох тех,  кто не владел подобным стилем боя. В умелых руках рапира была непредсказуемой, стремительной и неопытные противники очень часто ее недооценивали. Колющую рану можно нанести очень легко, и она чаще всего могла оказаться смертельной. Человек, который пытался рубить или резать менее поворотливым рубящим оружием очень быстро натыкался на хорошо просчитанный, точный укол более «дальнобойной» рапиры. Однако без опыта и тренировок два человека, дерущихся на рапирах, могли начать атаковать друг друга и просто напороться на клинки друг друга

При линейных  атаках боец обычно пытался защититься и контратаковать, точным движением отклоняя острие противника и делая собственный укол. Это делалось одним движением, при котором сохранялся контакт с клинком противника, а, если необходимо, использовалась свободная рука либо второе оружие. Длинное тонкое оружия идеально подходило для этого, но иногда излишняя длина могла стать помехой, потому что противник с более коротким оружием мог приблизиться, минуя острие или использовать кинжал.

Тонкая, непредсказуемая рапира была оружием для повседневного ношения и частного решения споров, а не для военного использования. Она была создана для стычек в переулках и внезапных атак, и была первым исключительно гражданским оружием самообороны, появившимся в обществе. Из простого практичного предмета она стала популярным атрибутом «благородного искусства».

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

17. Что значит рапира – колющее оружие?

Термин foyning fence относится к исключительно колющему стилю фехтования. Термин foyne (или foign) означает выпад – мощный укол вперед на значительную дистанцию, с выпрямленной рукой  и выпадом впереди стоящей ногой. Рапира задумывалась скорее как колющее оружие, а не рубяще-колющее. Однако более ранние типы скорее могли быть рубящее-колющими.

Рапиры прекрасно подходили для уличных боев и частной дуэли. Так же они были более приспособленными к новому колющему стилю фехтования, чем более широкие и плоские клинки, которые почти ушли из военного употребления к концу 16 века. Однако укол едва ли был каким-то открытием в 16 веке. Он был важным элементом средневекового фехтования и очень часто использовался в древние времена.

Благодаря пробам и наблюдениям фехтовальщики эпохи Возрождения поняли, что прямая линия укола короче чем дуга удара, и достать противника на большем расстоянии гораздо быстрее. Рапира создавалась с учетом всех этих наблюдений. В результате появился новый элегантный и грациозный стиль фехтования.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

18. Почему у рапир были такие сложные эфесы?

Как такового особого «рапирного» эфеса не существует. Разнообразие эфесов у рапир огромно, но среди них больше «закрытых» разновидностей, которые состояли из больших «киллонов» (концов крестовины) и самых разных решеток (прутьев), колец, пластинок и чашек. Но все эти «сложносоставные» эфесы никак не являлись принадлежностью исключительно рапиры и появились раньше на рубящем оружии. Так же, многие эфесы использовались и на более поздних видах оружия, отличающихся от рапир.

В отличие от современных стандартных эфесов спортивных шпаг и рапир, такие сложные эфесы предназначались не для того, чтобы защитить руку от укола, а для того чтобы помешать острию противника легко двигаться вокруг оружия и контратаковать.

Широкая крестовина и разнообразные дужки, появившиеся как защита от ударов, преграждали путь клинку. Так же такой эфес мог быть использоваться как самостоятельное оружие для удара противника в лицо. В следующем веке, по мере того как рапиры становились все легче и короче, подобные эфесы вышли из употребления. Кроме того, громоздкие эфесы были неудобными для джентльменов, одетых в модное платье и носивших рапиры на боку.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс. Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

19. Как рапиры использовались в бою?

Рапиры использовались совсем не так, как сейчас это показывают в фильмах про пиратов или мушкетёров, или других вроде «Принцессы-невесты» и «Зорро». В отличие от неверного изображения фехтовального боя в поп-культуре, в реальности рапиры не использовались для частой смены уколов и парирования ударов как в современном спортивном фехтовании, или для того чтобы перерезать веревки, кожаные ремни или вырезать буквы на чем-нибудь. Все трюки — лишь плод фантазии.

Действия рапирой были с одной стороны очень грубыми и жестокими, а с другой – очень осторожными и точными. От атак чаще уклонялись (уворачивались) чем блокировали их, но если защита блокировалась, то чаще всего клинок противника отводился в сторону, что помогало сделать контр-укол.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

20. Какие виды оружия использовались вместе с рапирой?

При использовании рапиры вторая рука либо оставалась свободной, либо в ней был кинжал, баклер, либо плащ, иногда даже ножны или другой предмет. Дагу держали острием вверх, а концы крестовины располагались по сторонам для того, чтобы можно было отбивать или захватывать клинок противника. У некоторых даг делались сложные эфесы специально для того чтобы захватывать и отбивать клинок. Так же был развивался бой на двух рапирах одновременно. Нет никаких доказательств эффективного использования специальных агрегатов для того чтобы ловить или ломать клинок. Такие предметы могли помочь при защите, мешая противнику вовремя среагировать на атаку или возобновить свою, но не похоже на то, что они действительно могли заблокировать или сломать клинок рапиры.

В эпоху Возрождения почти каждый носил с собой подобие кинжала, а дворяне носили короткие или длинные плащи, которые могли использоваться для защиты. Иногда человеку приходилось обороняться не только от другой рапиры, но и от древкового оружия вроде копья, пики или алебарды.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

21. Какой стиль боя подразумевала рапира?

Рапира является одноручным оружием, которое применялось для ловких уколов острием в сочетании холодным расчетливым стилем боя, в котором главной была не сила удара, а тщательный расчет времени и расстояния.

Новый стиль фехтования порывал со средневековой рубяще-колющей традицией в пользу новой системы, которая предпочитала уколы ударам. Но не предполагалось, что уколы «совершеннее» ударов, потому что в соответствующих обстоятельствах и подходящим оружием у каждого были свои недостатки и преимущества. В бою против другой рапиры разнообразие линейных движений и прерывистой  работой ног сочеталось с обманными маневрами, толчками и угловыми или круговыми выпадами. Несмотря на все нюансы, в целом стиль был очень энергичным, агрессивным и осторожным. В основном бой на рапирах был мало похож на «благородное» и «благопристойное» фехтование, которое был в ходу у дворян в поздние века. В зависимости от ситуации противники с готовностью использовали удары кулаком, пинки, удары эфесом, подножки, захваты рук, клинка, удушения и другие универсальные боевые приемы помимо действий оружием.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

22. Насколько эффективна рапира в бою?

У рапиры есть уникальная способность к  самым непредсказуемым  и стремительным атакам, и опасное свойство – возобновлять продолжительные колющие атаки в неожиданных направлениях, даже отбив удар широких рубящих клинков. Так же рапирой можно было точно и быстро нанести легкие удары по лицу, горлу, глазам, зубам и, особенно, по рукам, чтобы отвлечь, спровоцировать и измотать противника. Быстрый выпад рапиры по своей проникающей силе был смертельным. Простая колющая рана глубиной несколько дюймов могла сразу же привести к смерти. Небольшие колотые раны жизненно важных органов нельзя было обработать, и они не заживали. Однако, будучи смертельными, подобные раны не всегда приводили к немедленной смерти. Если не прокалывалось сердце или череп, человек мог двигаться еще несколько моментов или даже выиграть бой, но потом он умирал от шока и потери крови.

Средневековые авторы жаловались на невозможность сделать рапирой  решающий удар, на то, что человек мог выдержать  какое-то количество ран, нанесенных ей. Исторические описания боев с использованием оружия подкрепляют эту точку зрения. Однако в источниках есть и значительное количество примеров, описывающих моментальную гибель человека от единичных уколов.

При успешном уколе в теле или голове неизменно образовывалась серьезная дыра. В отличие от удара, дававшего поверхностную рану, которая со временем заживала,  укол мог повредить внутренние органы, кровотечение которых нельзя было остановить. Если рубящим мечом можно было нанести легкие удары или удары плашмя, то при уколе очень сложно рассчитать глубину укола и сделать так, чтобы он был неглубоким.  С рапирами в руках люди не могли просто обменяться ничего не значащими ударами, как это часто происходило в случае с другими видами оружия. Каждая атака могла оказаться смертельной, поэтому в бою на рапирах не было места ошибке или небрежности. Это, несомненно, придавала больше содержания тому, что раньше могло было простым лязгом оружия.

Несмотря на уникальность техники фехтования на рапирах, она по-прежнему базировалась на проверенных временем принципах: тщательный контроль дистанции, расчет, и грамотная техника. Опытный боец, действующий согласно этим принципам, будет успешно сражаться и с широким мечом в руках. Основное различие не в оружии, а в том, как и где оно использовалось.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

23. Могли ли рапиры с одинаковым успехом использоваться и для защиты и для атаки?

Вне всякого сомнения, рапиры использовались и для защиты и для нападения, иначе они бы не использовались в качестве оружия. Если бы ей нельзя  было эффективно атаковать любого противника, то зачем вообще пользоваться таким предметом? Если она не может защитить вас от атаки, то что в ней хорошего? У разных видов оружия разные возможности для атаки и защиты, но любой длинный стальной клинок может хорошо защищать от ударов. Рапира не исключение.

Хотя у тонкого колющего клинка и нет защитной способности более тяжелых и прочных мечей, утверждать, что он не сможет защитить вас, можно только не  зная реалий боя. Как писали многие мастера того времени, в умелых руках, рапира хорошо подходила для самозащиты в городе.

Из-за легкого и тонкого клинка рапире не хватает массы, чтобы легко сбить вниз тяжелый клинок или сделать контрудар как это обычно делалось с более широкими мечами. Также рапира не была достаточно прочной, чтобы поставить жесткую защиту от удара более тяжелым оружием. Поскольку рапира – оружие специализированное, то она не так универсальна, как широкий клинок, который можно было использовать в самых разных ситуациях.

Имея только одну вооруженную руку, боец, владеющий рапирой, мог помогать себе свободной рукой, либо использовать второе оружие. Вспомогательное оружие использовали уже давно, и этот факт не свидетельствует о недостатках основного оружия (как иногда утверждают). Как и многое другое в бою, это требовало координации и практики.

Это также не приводило к полному отказу от защиты. Ранние варианты мечей часто использовались в паре с защитным оружием: щитом, баклером или кинжалом. В случае с рапирами это делалось  не из-за того, что они не могли отражать удары, как ошибочно утверждают, а из-за преимуществ использования двойного оружия. Сочетание длинной рапиры и короткого кинжала было очень опасным для противника.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

24. Можно ли наносить рапирой удары лезвием?

Как и любое оружие  с длинным клинком, рапира подходила для рубящего удара. Во многих текстах о рапирах описываются подобные приемы, и каждый фехтовальщик изучал их. Но насколько сильно сможет такой удар или порез ранить противника, зависело от множества факторов. Возникает вопрос: насколько эффективны рубящие удары рапирой, и какому результату они должны были приводить?

Для того чтобы нанести  удар более серьезный, чем небольшая рваная рана, рапире не хватает ширины клинка, массы, остроты и кривизны клинка (в противном случае не появилось бы такого разнообразия широких рубящих мечей). Как оружие, предназначенное преимущественно  для быстрых уколов, настоящая рапира практически не имела острых лезвий и не могла применяться для широких рубящих ударов, которые, мы часто видим в кино и на сцене.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

25. Насколько хорошо рапира режет?

Многие авторы в свое время жаловались на то, что рапиры плохо режут (в сравнении с рубящими клинками, о которых они писали) и по этой причине не подходят для боевых условий. Рапиры не могли, да и не предназначались для того, чтобы наносить смертельные рубящие удары, ни один труд по фехтованию того времени не призывает использовать рапиры для ударов. Так же нет исторических свидетельств смертельных рубящих ударов, нанесенных настоящими рапирами, в бою.

Отсутствие рубящих качеств  не мешало делать легкие быстрые хлесткие удары лезвием или острием  по лицу или запястью. Это раздражало, провоцировало и отвлекало противника. Такие удары могли оцарапать кожу, в зависимости от типа клинка, даже сильно оцарапать, но они не могли  разрубать мышцы и раскалывать кости как широкий плоский рубящий клинок. Некоторые источники о рапирах упоминают о  ранах, нанесенных либо легкими поверхностными порезами или ударами с оттяжкой, но все же геометрия клинка рапиры не предназначалась для того чтобы рубить или резать.

Эту тенденцию нарушает наличие широких, конусообразных клинков с плоским сечением и острыми лезвиями, которые могли перерезать глотку или отрубить руку. Эти разновидности не были похожи на более тонкие разновидности, хотя использовались аналогично.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

26. Насколько острыми были рапиры?

Сечение клинка рапиры изменяется по всей его длине, и разные части клинка имеют разную степень остроты. Вообще, острота это относительное понятие.  К примеру, лезвие бритвы очень острое, но при этом оно не очень прочное и легко затупляется. Нож для масла наоборот не очень острый, но все же его лезвие достаточно тонкое и при этом прочное. Клинок меча острый, насколько это возможно, чтобы противник не мог с легкостью схватить клинок рукой. Но при толстом клинке и широких режущих кромках рапира не могла быть очень острой (особенно после нескольких сильных ударов о другой клинок).

У острия, в самой тонкой части клинка, острота лезвия будет минимальной. Если форма клинка не позволяла делать очень острые лезвия, то, очевидно, они  не затачивались вообще.

Когда я рассматриваю уроки из исторических источников о рапире с учетом всего вышесказанного,  и сравниваю раны, которые, по описаниям, были нанесены во время дуэлей или уличных боев с ранами, нанесенными массивным рубящим оружием, то прихожу заключению, что рапирой невозможно было нанести серьезную резаную рану. Рапирой невозможно отрубить конечность, обезглавить человека или наносить сильные рубящие удары, для которых они никогда не предназначались.

Так же маловероятно, что рапиры, которые сохранились в музеях и коллекциях, настолько сильно затупились и проржавели, что сейчас мы не можем судить о том, насколько острыми они были раньше.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс. Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс. Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

27. Что произойдет если рапирой нанести рубящий удар?

Последствия рубящего удара рапирой, зависят от многих факторов: от массы и формы клинка (учитывается форма сечения и толщина клинка), от угла и силы удара, от части клинка, которой наносится удар (ближе к острию или дальше от него), и от того, по какой части тела наносится удар. Учителя эпохи Возрождения часто советовали использовать удар как второстепенную атаку, в том случае, если нет прямой угрозы от острия шпаги противника, другие советовали не использовать удар вообще.

Если учесть все вышесказанное по отношению к клинку рапиры и ударам этим клинком, то мы придем к выводу, что порез рапирой вообще мог не причинить никакого вреда (потому что лезвие соскользнуло и не нанесло повреждений, удар был недостаточно сильным или цель была слишком жесткой). Либо удавалось нанести болезненную рану или небольшую царапину на лице, плече или ноге, которая мешала, злила или пугала противника. Либо результатом могла быть поверхностное ранение мышц рук, ног, плеч или корпуса, которое в какой-то степени сковывала  движения противника. Возможно (если клинок был более плоским и острым) рапирой удавалось перерезать горло, выколоть глаза или отрубить пальцы.

Из моего личного опыта проверки различных клинков, в том числе нескольких старинных рапир, на самых разных материалах, у меня практически нет сомнений в том, как делались удары рапирой. В зависимости от того, каким был клинок и какой частью руки наносился удар (плечом, локтем или кистью) наши тесты не дали ничего кроме неглубоких порезов  или небольших рваных ран. Как правило, от удара рапирой оставался неглубокий порез, который толком не повреждал ткани. Если клинок был более плоским и широким, сильный удар с быстрой и сильной оттяжкой мог оставить очень существенную резаную рану. Однако, эти раны очень слабые по сравнению с теми, которые можно нанести широкими рубящими клинками, которые могли нанести очень глубокий порез, даже через кость. Интересно, что от удара самым кончиком рапиры, даже очень тонким, не мясе оставались короткие рваные разрезы. Когда мы попытались нанести удар через мягкую ткань, результат был еще более слабым.  В любом случае, удары рапирой не выглядят достаточно серьезными, чтобы вывести из строя руку или ногу или моментально убить человека.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

28. Почему существуют разногласия по поводу ударов рапирами?

Удар («сut») это любой удар лезвием клинка, не зависимо от остроты лезвия или способности определенного клинка нанести резаную рану. Так же, как изогнутым клинком можно колоть, хотя и не так эффективно как прямым, так и тонким клинком можно рубить, хотя и не так хорошо как широким. В конце концов, если ударить сильно и в нужную точку, то можно рубить и автомобильной антенной и каким-нибудь прутом.

(В англоязычной литературе под словом cut часто подразумевается и удар и укол, поэтому при переводе на русский язык очень важно понимать в каком контексте упоминается слово “cut” – примечание редакции ..OnFencing..)

Если подразумевать под ударами легким тонким оружием не сильные резаные удары, которые должны вывести противника из строя, а отвлекающие и изматывающие приемы, позволявшие раскрыть противника для смертельных уколов, то тогда можно говорить об «ударах» рапирой. Эти удары причиняют боль, оставляют синяки, они могут повредить кожу, но они не остановят атакующего человека, который жаждет вас убить.

Споры вокруг ударов рапирой возникают из-за того, что люди пытаются повторить то, что они видели в кино и телешоу (перерубание канатов, ремней, одежды и т.д.). Либо они фехтуют легкими и тонкими спортивными шпагами и рапирами и пытаются замахиваться и рубить  так, как будто это широкие рубящие клинки. Или еще хуже, фехтуют очень небрежно, гибкими тренировочными рапирами, возвращаются после пропущенного укола, и, слегка задев противника рапирой, кричат: «Я ударил тебя! Ты ранен!». Чтобы оправдать все это, они цитируют и искажают цитаты, не обращают внимания на исторические и физические данные и неправильно показывают настоящее обращение с оружием и его внешний вид. Решение этой проблемы, как нам кажется, в том, чтобы научить любителей тому, какой в действительности эффект производит подлинная техника с использованием настоящего оружия. Этот процесс займет определенное время, потому что мы все еще находимся в процессе исследования.

Нынешние сторонники теории «рапира перерубит всё, что угодно» постоянно искажают подлинные руководства мастеров рапиры и поэтому не могут понять принципиальную разницу между ударами лезвием широких рубящих клинков, которые могли убить или вывести из строя, и ударами легким, узким колющим клинком, которые могли только раздразнить, спровоцировать и ранить. Они игнорируют критику способности рапиры к рубящим ударам, изложенную в работах таких авторов как Сильвер [7]  и Смит [8] . Они не приводят примеры реальных поединков, в которых исключительно удары рапирой были решающими и они не учитывают результаты современных экспериментов, которые наглядно демонстрируют неприспособленность узкого клинка рапиры к рубящим ударам. Вместо этого они намеренно не делают различия между военными рубящее-колющими мечами (или «ранними» рапирами) и поздними гражданскими вариантами, которые использовались в дуэлях («настоящими» рапирами). Очевидно, это проистекает из желания создать концепцию боя, для того, чтобы в её рамках играть в игрушечные поединки.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

29. Можно ли было отбивать или брать клинок рапиры голыми руками?

Хотя рапиры были достаточно быстрыми и подвижными, их можно было схватить и удержать даже голыми руками. Вероятность поранить руку при этом невелика. В исторических источниках указывается, что даже широкий рубящий клинок можно без всяких последствий схватить рукой, если сделать это правильно. Некоторые трактаты о рапирах показывают как использовать свободную руку для того, чтобы отбить или отклонить укол рапиры. Это был распространенный прием и так как в этой ситуации человек мог легко войти в прямой контакт, был ещё один повод использовать кинжал (дагу) в свободной руке. Если на руку была надета специальная перчатка из кольчуги или плотной кожи, то схватить или отбить клинок можно было совсем безопасно.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

30. Как держали рапиру?

Хват и баланс у рапир был таким, чтобы было удобно контролировать острие для точного укола, а не лезвие для сильного удара. С учетом всего этого создавались рукояти рапир, благодаря которым укол с выпрямлением плеча делать гораздо удобнее. Первоначальный хват позволял легко извлечь оружие из ножен просто вытянув руку вверх. При этом большой палец лежит на плоскости гарды в средней части крестовины (écusson). При другом хвате указательный палец обхватывал перекрестье и рикассо. Похожим образом могли лежать два пальца, при этом большой палец располагался на ребре рикассо. Если руки достаточно сильные, то можно держать оружие и за головку рукояти, что давало дополнительную длину оружия. Хват подбирался в зависимости от фехтовальной техники.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

31. Почему есть разногласия по поводу того, как использовалась рапира?

Стили фехтования эпохи Возрождения изменились во времени настолько сильно, что почти полностью исчезли и сейчас ни один человек точно не может сказать, какими точно, как всё это делалось тогда. Разные стили боя появляются от того, что определенному виду оружия соответствует свой стиль фехтования, который, в свою очередь меняется со временем, и в наши дни ни один человек на самом деле не знаком с ними. Одни старинные стили исчезали из-за того что перестали использоваться, другие просто устаревали и поэтому выходили из употребления. Сейчас тот, кто изучает историю оружия, должен разбирать старинные тексты и заново выяснять, как нужно обращаться со старинным оружием. Лишь немногие владеют достаточными знаниями техники фехтования эпохи Ренессанса и опытом использования настоящего оружия, чтобы точно их продемонстрировать. Кроме того сейчас в интернете очень часто пишут о рапире, основываясь на принципах современного спортивного фехтования, а не на знании настоящего оружия и исторических источников. Ошибочное представление о фехтовании появляется из различных предположений и неверного изображения боя с оружием. Те сцены фехтования, которые мы видим в кино, на телевидении, в спортивном фехтовании, на исторических мероприятиях и исторических реконструкциях, как правило, не дают подлинной картины.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

32. Использовались ли рапиры против тяжелого средневекового меча?

К тому моменту как появилась рапира, традиционные средневековые военные мечи (использовавшиеся против брони) почти вышли из употребления и на поле боя и как личное оружие самообороны горожанина. В традиционных школах фехтования в 16 веке обучали бою на мечах до определенного уровня, но рапира не создавалась для того, чтобы противостоять им. Время от времени случалось, что в поединке использовалась рапира против более старого меча, и есть свидетельства, что с рапирой при этом было не так просто справиться. Не надо забывать, что в то время когда появилась гражданская рапира, эпоха расцвета тяжелых мечей уже миновала, и уровень мастерства владения мечом был не таким как раньше. Поэтому в ситуации уличного поединка не совсем правильно говорить о том, что рапира лучше или хуже средневекового меча.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

33. Использовались ли рапиры на войне?

Есть некоторые свидетельства того, что рапиры носили во время войны, главным образом, офицеры кавалерии (возможно для защиты в ближнем бою), но нет никаких упоминаний их эффективного использования. Во времена рапиры, очень многие авторы советовали пользоваться «таками» (короткое, жесткое, колющее оружие) (аналог — «кончар» — прим. ред. OnFencing) и позже их ошибочно стали считать рапирами. Некоторые авторы того времени жаловались, что рапира не подходит для поля боя, в то время как другие заявляли обратное.

↑Наверх↑

34. Использовались ли рапиры против брони?

Рапиры не предназначались для использования против человека, защищенного броней. Однако ношение защиты было вполне обычным явлением среди всех бойцов того времени. Рапира могла проколоть мягкую защиту, но источники говорят о том, что кольчуга (броня из переплетенных колец) была достаточной защитой и как раз по этой причине ее часто носили под одеждой. Если же человек был хотя бы частично защищен пластинчатой броней, которая все еще использовалась на поле боя и в городской страже в 16-17 вв.,  то удары приходилось наносить по более уязвимым точкам. Иногда, из эстетических соображений, в музеях часто стоят манекены  в пластинчатой броне 16 века с рапирой в руках, хотя эти предметы никогда не использовались вместе на войне, во время соревнований или для самообороны.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

35. Кто носил рапиры?

Хотя рапира в первую очередь ассоциируется с дворянином эпохи позднего Возрождения, на самом деле ее использовали люди любого класса и самые ранние свидетельства использования подобного оружия 1540-60-х гг., сообщают о случаях самообороны, а не о дуэлях аристократов. Хотя рапира и ассоциируется с кавалерами и придворными, на самом деле она возникла как оружие уличных драк между мещанами, коммерсантами и лавочниками. Традиция ношения оружия с гражданской одеждой (а не военной формой) впервые появилась при дворе, но необходимость самообороны возникла и среди обычных горожан. По мере развития нового стиля фехтования с выпадами, его начал использовать тот класс, которому чаще всего приходилось участвовать в дуэлях чести – дворяне. За одно поколение фехтование стало очень распространенным боевым навыком среди утонченных дворян эпохи Возрождения. В некоторых местах было модно брать частные уроки у иностранных мастеров, чтобы научиться секретам экзотических стилей фехтования. Рапиры, как и шпаги (smallswords) (оружие дворян 18 века), очень часто носили просто как знак социального статуса, при этом совершенно не умея ими пользоваться.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

36. Требовала ли рапира особой подготовки?

Любое оружие требует специальной подготовки для того, чтобы суметь использовать все его возможности, и рапира – не исключение. Как было сказано выше, рубить и резать – это, в отличие от прямого укола, движения инстинктивные. В отличие от более ранних европейских стилей фехтования эпохи Возрождения, которые были ориентированы на военные действия и самые общие навыки самозащиты, тонкая и легкая рапира требовала особой стойки и работы ног, что давало большой радиус действия, и при этом позволяло избегать ответных ударов и уколов. За одно или два поколения развился новый метод работы, ориентированный на дуэль с использованием двух рапир.

В то время рапира могла столкнуться с тесаками (cutlass), саблями, палашами, двуручными мечами, кинжалами, а так же, баклерами и древковым оружием, так же все еще встречались кожаные защитные камзолы, панцири и кольчуги (иногда их носили под одеждой). Человек должен был в принципе уметь драться, а не просто фехтовать.

Фехтованию на рапирах действительно вначале учились только дворяне и аристократы, но так было с любыми ранними разновидностями оружия. В средние века и эпоху Возрождения аристократы владели практически всеми видами боя, и изучали их при дворе. Рапира не была исключением из этого правила. Однако, очень часто фехтованию на рапирах учили мастера, которые были обычными торговцами или военными.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

37. Мог ли бой на рапирах сочетаться с борьбой и захватами?

За редким исключением, до 18 века, захваты и борьба были важной частью боя на холодном оружии. Умелый боец всегда мог подобраться к своему противнику, обезоружить, сбить его с ног, или каким-то образом обездвижить. Так же он умел защищаться от аналогичных действий противника. Конечно, оружие помогает в бою, защищает от ударов и дает возможность их наносить, но оно не исключает того, что противник сможет подобраться ближе и схватить вас.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

38. Как учились и практиковались фехтовальщики?

Во времена рапиры, людям приходилось тренироваться очень осторожно, хотя они учились настоящим боевым приемам. Если человек получал ранение во время тренировки, он мог лишиться зрения или быть изувеченным навсегда и лишиться возможности зарабатывать себе на жизнь. Так же, он мог попытаться отомстить за несчастный случай и убить своего партнера.

Чтобы обучение было эффективным, уколы приходилось использовать с осторожностью. Для того чтобы при сильном ударе не было серьезной раны, на занятиях использовалось не заточенное оружие без острия, которое называлось “foyled”. Кроме того, существовали правила безопасности, например, не целиться в лицо. Сначала, партнеры в качестве упражнения обменивались несколькими заранее оговоренными атаками, и постепенно выполняли небольшие связки в учебном бою. Но даже тогда они старались не наносить уколы слишком высоко и слишком сильно. До появления в 18 веке специальных защитных масок, ученикам приходилось быть очень внимательными и осторожными. Тем не менее, этот подход был достаточно эффективным и воспитывал внимательных и аккуратных бойцов.

Физику колющего стиля (в отличие от динамичных ударов широким клинком), можно изучить и отработать постепенно. Даже стремительность реального боя требовала большого количества упражнений. Как и любой другой стиль боя, фехтование на рапирах, изучается с помощью упражнений и связок, которые помогают усваивать и технику работы с оружием и основные компоненты боя (темп, дистанция, техника и т.д.). Однако мы не имеем никаких описаний того, как проходили уроки фехтования, и поэтому можем только строить предположения на этот счет. Ключевые, основные элементы оружия известны нам благодаря сохранившимся учебным пособиям. Так же очень много удалось почерпнуть из литературы того времени и современной практики. Но как на самом деле фехтовальщики того времени учились своему искусству, нам еще предстоит выяснить.

Людей, желающих научиться фехтованию на рапирах, учили основным защитным положениям или боевым стойкам, основным атакам, шагам и перемещениям, тому, как действовать при атаке – отбивать, уклоняться или идти на сближение. Они изучали строение клинка, в какой части он сильнее, в какой слабее при различных воздействиях. Их учили использовать свободную руку, или кинжал, чтобы парировать, захватывать или наносить удар, учили применять удары эфесом, захваты и приемы борьбы.

В 16-17 вв. по всей Европе работало множество школ и преподавателей фехтования и боевых искусств эпохи Возрождения. По словам некоторых учителей того времени, научиться фехтовать на рапирах было достаточно просто. Фехтование было строго упорядоченным, очень часто преподавалось вместе с геометрией и соответствующей терминологией, и часто рассматривалось как искусство рафинированное и научное, а не традиционное боевое фехтование, используемое на поле боя. Один мастер в 1617 году заявлял, что даже пятнадцатилений мальчишка  может научиться защищаться от любого человека за несколько уроков. Другие преподаватели писали, что основы боя на рапирах можно изучить даже без преподавателя.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

39. Как изготавливали рапиры?

Поскольку клинок рапиры не должен был обладать  какой-то исключительной остротой и гибкостью, изготовить его было не сложно. Как и от любого другого меча, от рапиры требовалась одновременно прочность и гибкость. Она должна была выдерживать удары, не ломаясь при этом, кроме того, кончик не должен был сильно сгибаться от ударов.  Современные оружейники подтвердят, что есть много способов изготовить клинок с таким сечением, которое дает одновременно легкость и прочность. (Несмотря на разнообразие форм клинков рапиры, те современные реплики, которые я видел, в основном имеют сечение в виде уплощенного ромба, хотя это только одна из множества разновидностей ранних рапир).

Сейчас существует несколько мифов о том, как создается оружие. Железную руду нужно обязательно переплавить в сталь, прежде чем ей можно придать какую-то форму. Оружие никогда отливали в формах (при этом получался хрупкий чугун). Так же мечи не делали, придавая форму раскаленному докрасна куску металла на наковальне. Напротив, после нагревания металл приобретал консистенцию мягкой глины, и затем медленно и постепенно ему придавал форму опытный мастер. Также клинки не изготавливались с помощью обычного закаливания раскаленного металла в воде или другой жидкости. Закаливание было заключительным этапом изготовления, и делалось после повторного нагревания. Медленная закалка делалась для того, чтобы клинок обладал необходимой жесткостью и упругостью. Этот процесс был самым главным в искусстве мастера-оружейника.

Почти каждый клинок имеет сердцевину из более мягкого металла и более жесткий внешний слой. Подобрать нужное сочетание компонентов этого «бутерброда» для конкретного клинка было нелегко. Многие клинки изготавливались путем сворачивания металла из нескольких слоев (например, как японские мечи), которые обладали свойствами и мягкого и жесткого металла. В завершение, клинок шлифовался и полировался вручную. Для проверки качества рапирой прокалывали или сгибали её о жесткую мишень. Это делалось не для того, чтобы проверить могут ли они сгибаться многократно, потому что они не были для этого предназначены, а чтобы убедиться, что клинок достаточно закаленный  и прочный. Если сделать клинок слишком жестким – он сломается, если слишком мягким – не распрямится после сгибания. Кроме того, рапирой можно попробовать проткнуть и более мягкий материал, чтобы проверить, насколько хорошо она его прокалывает.

Основные черты клинок приобретал в процессе ковки, а окончательная форма и острота, скорее всего, делалась с помощью шлифовки (возможно даже после всех тепловых обработок). По сравнению с широким рубящим мечом изменение в сечении и спусках у тонкого колющего клинка минимальны. Кроме того, вероятность того, что тонкий клинок будет коробиться или деформироваться в процессе закалки, меньше.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

"Полировщики. Техника для полировки металлических изделий, в частности, клинков." Лист из энциклопедии Дидро. Первый том выходит в 1751 году.

«Полировщики. Техника для полировки металлических изделий, в частности, клинков.»
Лист из энциклопедии Дидро. Первый том выходит в 1751 году.

↑Наверх↑

40. Современные тренировочные рапиры и реплики отличаются от настоящих?

Настоящие рапиры были очень жесткими, потому что они должны были легко прокалывать человеческое тело во время боя. Если бы они были менее жесткими, они бы не смогли пробить ткань, кожу, мышцы и кость. Так же рапирой нужно было отводить удары и клинок при этом не должен изгибаться, захлестывать. Чтобы избежать этого, рапиры имели особое сечение, благодаря которому клинок оставался жестким и прочным, но при этом легким и тонким. Клинки рапир закаливались таким образом, чтобы прижать им дополнительную прочность, но при этом сохранить необходимую степень эластичности.

Современные рапиры слишком гибкие. Это результат стремления  поклонников фехтования, иметь безопасное тренировочное оружие, которое может сгибаться до определенной степени, не ломаясь,  и не прокалывая противника. Такая степень гибкости, приемлемая для спортивного фехтования, влияет на общее представление о клинках рапиры и искажает настоящую технику фехтования на рапирах. В исторических источниках нет свидетельств того, что в эпоху Возрождения использовались гибкие клинки. Гибкое тренировочное оружие появилось уже после того как в оборот вошла шпага, это произошло не раньше конца 17 века. Дошедшие до нас «тренировочные» рапиры эпохи Ренессанса достаточно жесткие. Также в искусстве и в литературе существуют изображения рапир, острие которых было закрыто специальным шариком. Такие рапиры использовались с 1560-х гг.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

41. Что собой представляет smallsword и чем он отличается от рапиры?

К середине 17 века, когда мода, огнестрельное оружие и социальная обстановка устранили потребность в оружии самообороны, длинная рапира со сложным эфесом вышла из широкого употребления. Появились более короткие и легкие клинки, которые стали называться шпагами (smallsord. Другие названия court-sword, town-sword или walking sword). Разные сферы применения гражданской рапиры и дворянской шпаги повлияли на их развитие и внешний вид. Шпага не имела принципиальных отличий от рапиры, она просто была приспособлена для других обстоятельств. Шпага более уравновешенное, в чем-то формальное, дуэльное оружие, и техника фехтования на них очень благородная и хладнокровная. В отличие от длинной рапиры, в фехтовании на более легких и коротких шпагах парад и рипост разделялись на два отдельных движения.

Проведение защиты и контратаки в два движения (на «двойной счет») было не «улучшением» более ранних приемов боя – в них атака и защита делались одновременно, с помощью контрудара – а адаптацией. Когда в обиходе осталось исключительно легкое колющее оружие, предназначенное для дуэлей против похожего оружия, осуществлять защиту от укола и контр укол в два движения стало естественным. Это не было большим достижением в истории фехтования, простая логика  – использовать естественную легкость оружия выгодным способом.

Многие элементы боя, присущие рапире, начали использоваться и в фехтовании на шпагах. Но с каждым новым поколением фехтовальщиков необходимость в самообороне становилась все меньше, дуэли все больше походили на ритуал, спортивные упражнения заменили подлинное фехтование, и техника боя на рапирах постепенно исчезала. Это отразилось и на характере боя, в котором было больше чувствительности эпохи барокко, чем практичного уличного боя эпохи Возрождения.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

42. Как фехтование на рапирах соотносится с современными фехтовальными стилями?

Современное спортивное фехтование появилось в 19 веке от стилей фехтования, которые возникли в 18 веке, во время, когда оружие использовалось очень редко. Именно от шпаги, а не от рапиры произошло современное  фехтование. В нем больше общего  с этим скромным оружием, а не с рапирой или ранними мечами эпохи Возрождения. Современное спортивное оружие  никогда не было настоящим. Оно создавалось специально для имитации в безопасном поединке. Это оружие более гибкое, быстрое и подвижное, чем его исторические аналоги. Особые правила современного фехтовального поединка, определяют искусственно созданные ограничения, которые не имеют ничего общего с элементами оружейного искусства эпохи Возрождения. Несмотря на регулярные попытки, настоящие рапиры, которые были жестче  тяжелее, крепче и с более сложным эфесом, чем современное спортивное оружие, не могут использоваться современной манере (и наоборот).

К середине 19 века стало ясно, что фехтование продолжает меняться. Приемы, которые могут свободно выполняться в фехтовальном зале с  тупым гибким оружием и в защитных масках, в условиях реального боя будут самоубийственными. Но все больше и больше эти приемы становятся единственно возможными в дружеском поединке и единственными, которые преподавали в то время.

Хотя рапиры и более поздние шпаги (smallswords), фехтовальные рапиры (foil) и эспадроны (epee) используются сходным образом, поскольку все они происходят от фехтования, построенного на выпадах (foyning fence), в целом, различия между ними все же есть. Многие прием боя на рапирах, описанные в протоколах боев и дуэлей и в текстах того времени просто неприемлемы в современном спорте. Например, в спортивном фехтовании не используется второе оружие или свободная рука, не разрешается слишком сильно воздействовать на клинок противника. Это убивает саму природу боя и на первый план выходит техника. Не разрешается обезоруживать свободной рукой, сам боец не может держать свое оружие двумя руками. Так же нет рубящих ударов, которые использовались в позднем фехтовании, чтобы раздражать или выматывать противника, также не разрешаются удары ниже пояса. В современном фехтовании не допускается близкий контакт и, разумеется, нельзя удерживать противника или совершать броски. Все это полностью меняет подход и отношение к бою.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

43. Почему рапиры исчезли?

Век рапиры продлился всего около 150 лет – достаточно для того, чтобы появилось несколько разновидностей оружия и несколько теорий боя для его использования, прежде чем огнестрельное оружие не сделало их ненужными для самообороны. Рапира  использовалась как оружие самозащиты в городской обстановке и дуэлей чести в Западной Европе до середины – конца 17 века, а к началу 18 века она окончательно устарела. Длинные клинки  и сложные эфесы были неудобными в изменившейся социальной обстановке: они мешали при ходьбе в толпе, на балах, на приемах, с ними неудобно сидеть, вылезать из кареты и т.д. Поскольку повседневное ношение оружия в городе и при дворе прекратилось, не осталось возможностей для внезапных стычек и атак, как раньше. Проще говоря, исчезла срочная необходимость вдруг использовать кинжал или моментально отбить клинок рукой. Рапиры перестали использовать, но прошло еще какое-то время, прежде чем десятки тысяч рапир, существовавших в то время, постепенно были переделаны или заменены на более популярное короткое оружие.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

44. Что делает рапиру особенной?

Как личное оружие городской самообороны, агрессивная и элегантная рапира стала дуэльным оружием par excellence. По моему мнению (говорю как поклонник фехтования на длинных мечах (longsword)  и мече и баклере), для поединка без брони, в умелых руках тонкая рапира – это грозное и жестокое оружие, которое не следовало недооценивать (особенно тем, кто не был знаком с ее  необычной техникой использования). Рапирная техника – быстрая, полна обманных движений, тонкая, изощренная, и она представляет самый новаторский и оригинальный вид в военном искусстве Запада.

Рапира представляла собой нечто особое в истории оружия Западной Европы, она имела особый внешний вид – оружие, приспособленное для поединка без брони, а не боя где угодно, когда угодно и при любых обстоятельствах. Это было исключительно личным оружием, никогда не применявшимся на войне или на поле боя. Но что рапира, вероятно, делала лучше всего – это сражалась против другой рапиры.  Тонкая, гражданская колющая рапира была изощренным и очень эффективным видом боя, очень жестоким и завораживающим в своей смертоносности.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

45. Почему оружие с такими разными клинками в такой короткий период называлось рапирой?

Ответ очень простой. Несмотря на все названия, которые появлялись для обозначения разных видов клинкового оружия в то время, существовали сужающиеся одноручные мечи и затем появились рапиры (а вместе с ними и все приемы гражданского фехтования, появившиеся в 16 веке).  Эти виды оружия друг от друга отличаются и использовали их по-разному. Это становится очевидным если попробовать сделать тестовый удар репликой каждого отдельного вида. Военные и гражданские клинки с совершенно разными формами клинка просто по определению не могли использоваться одинаково. И они не могли использоваться как своего рода гибрид сабли и тренировочной шпаги. Попытки утверждать, что это возможно, говорят только глупости и невежестве. Сама идея была в том, что появилось новое холодное оружие, абсолютно не подходившее для военных нужд и предназначенное для уколов. Этот новый тип оружия становился всё тоньше, пока не потерял окончательно способность к рубящему удару и не подтолкнул к появлению техники уколов  на контратаке. Это странно, но несмотря на принятую точку зрения, что легкие мечи эпохи Возрождения и рапиры – это одно и то же, никто не говорит, что рапиры идентичны поздним шпагам, хотя очень многие шпаги были ни чем иным как укороченными рапирами, на которых заменили эфесы. Подобные споры становятся ещё более бессмысленными, когда речь заходит о клинках с принципиально разными типами клинка.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

46. Каким образом сегодня можно изучить рапиру?

Если вы хотите начать изучать рапиру, не тратя при этом сотни долларов на экипировку, то можете приобрести недорогой деревянный муляж, попробуйте поработать с материалом моей книги 1997 года «Искусство фехтования эпохи Возрождения» как с основой для работы (в этой книге рассказаны многие моменты, упомянутые в этой статье), и прочесть статьи и пособия по рапире в сети, на сайте ARMA. Практикуйтесь в уколах по мишени, перемещениях назад, вперед и диагонально во время укола, также пробуйте наносить удары и уколы, используя левую руку для парирования и захвата.  Это не самое сложное оружие (как сказал один мастер), если понять простой принцип его использования. Это потребует времени и достаточно усилий. Кажущаяся сложность смен быстрых уколов, контратак в колющей технике фехтования (foyning fence) могут показаться техничными и непонятными неопытному ученику, хотя на самом деле используются всего лишь несколько движений.

Если вы никогда не имели дело с каким-либо холодным оружием, то вам будет полезно изучить современный стили фехтования на спортивной рапире или шпаге, потому что они произошли от рапиры. Но всегда помните о том, что это – сильно стилизованные формы дуэльного спорта, которые далеко отошли от боевых искусств эпохи Возрождения. Их изучают и практикуют с учетом искусственно созданных правил, запретов и ограничений, которые не имеют ничего общего с эффективностью настоящего боя или историей того как ранние шпаги использовались на самом деле. Вежливая, ритуальная дуэльная игра конца 19 века — всего лишь слабый отголосок грубой дикости рукопашной схватки в Средневековья или Возрождения. У них (как у всех видов фехтования) есть много общих движений, но различия в оружии и обстоятельствах его использования очень важны.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

47. Каким образом можно больше узнать о рапире и о фехтовании на рапирах?

К сожалению, существует очень мало надежных источников для изучения настоящих рапир и настоящего фехтования эпохи Возрождения. Мой совет – пользоваться статьями сайта ARMA и книгами, которые указаны в списке литературы и, разумеется, стать членом нашего клуба. Также, будьте очень внимательны и собирайте свои собственные  заметки и записи. Но всегда следите за точностью информации. Когда дело касается рапир (и другого оружия), самые распространенные точки зрения чаще всего отличаются от исторической и физической действительности. По моему опыту, людям (чье представление об оружии и боевых искусствах складывается благодаря кино, телевидению, видеоиграм и комиксам) очень трудно отказаться от своего неверного представления, и вместо этого руководствоваться историческими источниками при формировании собственного мнения. Что еще хуже, многие современные учителя фехтования специально распускают ложь, дезинформацию, касающуюся рапиры, чтобы скрыть свое невежество в области боевых искусств эпохи Возрождения и свою собственную несостоятельность в их изучении. Одним словом, читайте больше, прилежно учитесь, но будьте внимательны со все информации, которую вы считаете правдивой. Как и во многих других случаях, в изучении истории фехтования, скептицизм полезен.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

48. Почему при изучении рапиры так важна историческая аккуратность?

Рапира была реальным оружием, созданным реальными людьми, чтобы на самом деле убивать ею друг друга, мы очень многим обязаны ее наследию, и наш долг – уважать всю относящуюся к ней историю. История говорит о том, что действительно было, а не о каких-то воображаемых или предполагаемых вещах. Она сообщает нам об идеях, событиях и людях, которые создали наш современный мир. Это не площадка для развлечений или фантазий. История – это то, что  действительно было. Ничто воображаемое не может сравниться с подлинной жизнь наших предков, которые прожили свои жизни, работая, играя, любя, создавая, думая, сражаясь и умирая. Их усилия и изобретательность, их пот и кровь, их долгая жизнь и смерть, пробы и ошибки наш единственный и лучший источник для изучения того, что на самом деле происходило в бою. Они учились на очень серьезном опыте. Они точно знали, какие приемы срабатывают, а какие нет, потому что от этого зависела их жизнь. Это была их реальность. Прежде чем смешивать или создавать что-то, мы обязаны и своим предшественникам и потомками усвоить их мир и борьбу, в которой он создавался. Чтобы лучше понять настоящее и приготовиться к будущему, нужно усвоить прошлое. Чтобы понять, куда ты собираешься идти, нужно помнить, откуда ты. Каким бы ни был мотив твоего  интереса в оружии и боевых искусствах, он должен начинаться с серьезного изучения того, где и когда они существовали.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс.

↑Наверх↑

Пожалуйста, помните, что статья защищена авторским правом. При использовании, цитировании, копировании или воспроизводстве любой части для учебного проекта или сайта, попросите разрешения.

Вышеизложенный текст входит в книгу о холодном оружии эпохи Ренессанса. Текст статьи защищен авторским правом. Для использования, цитирования и копирования данного текста в научном проекте или на сайте необходимо связаться с правообладателями.

Автор статьи: Джон Клементс (John Clements)
Перевод с английского: Мария Гаврилина, (c) 2006, Вторая редакция 2013.
Оригинал статьи на сайте ARMA URL: http://www.thearma.org/Youth/rapieroutline.htm

Перевод статьи впервые опубликован в Феврале 2006 года на сайте театра-студии «Сирано».
Переводчик благодарит Г. М. Левакова за консультации и помощь в переводе.

[1] Речь идет о книге Renaissance Swordmanship: The Illustrated Use of Rapiers ans Cut and Thrust Swords. Информация о книге на английском языке: http://www.thearma.org/book/renbook.htm(Прим. перев.)

[2] 3 фунта – примерно 1,3 кг. Прим перев.

[3] 2,5 фунта – примерно 1,1 кг. Прим перев.

[4] Примерно 900 грамм. Прим. Перев.

[5] 10-12 см — Прим. перев.

[6] Во всех англо-русских словарях встречается написание “foin” — Прим. перев.

[7] Джордж Сильвер (George Silver), автор нескольких трактатов по фехтованию. Развернутая критика рапиры приводится в работе Парадоксы защиты (Paradoxes of Defence) (1599). Одним из главных недостатков рапиры, по его мнению, была неэффективность рапиры при защите. Ссылка:http://en.wikipedia.org/wiki/George_Silver (прим. перев.)

[8] Сэр Джон Смит (Sir John Smythe), автор трактата Военные инструкции, наблюдения и руководства (Instructions, Observations and Orders Mylitarie)(1591). Он указывал на то, что рапира, во-первых, слишком длинная, что делает невозможным её использование в бою и пехотинцами и кавалеристами, а во-вторых, слишком жесткая и тонкая, и поэтому ломается от столкновения с доспехом. Ссылка: http://www.knight-test.aspery.com.au/armour/tudor-knight.php (прим. перев.)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: