Федершверт. Мировая коллекция.


«A call to arms!» (Оригинальное название статьи).


© Автор: Roger Norling, 2012

© Перевод с английского: Андреев И.Ю., 2013

Начиная с незапамятных времен, где-то  с середины 15 века и вплоть до Великой Французской Революции в 1789 году, фехтовальщики на длинных мечах оттачивали свое мастерство на специальных тренировочных мечах с расклешенным у гарды клинком (пятка клинка) и тупыми краями — «фехтшверте» (fechtschwerte), которые сегодня чаще всего называют как «федершверт» (federschwert).

Amman-Pleginck-HAUM-Fechter-Buchlein-01-1594

На сегодняшний день известно порядка 15-18 сохранившихся образцов мечей в разных коллекциях. Поэтому сообщество HEMA предлагает Вам поучаствовать в проекте поиска сохранившихся образцов и создания базы данных. Вы можете поделиться информацией, если Вам известны другие местонахождения этих уникальных вещей. Это не значит что все должны броситься в один и тот же музей и дружно «бомбардировать» его с запросами. Мы должны и можем действовать организованно, через первоначальное изучение информации и путем организации запросов по интересующей информации. У нас есть такие возможности.

Если Вам интересно присоединиться к этому проекту, пожалуйста свяжитесь с Роджером Норлингом contact@hroarr.com

JOHANNES Лихтенауэр, по-видимому, держит в руках FECHTSCHWERT в трактате VON Данцига из 1452..

JOHANNES Лихтенауэр, по-видимому, держит в руках FECHTSCHWERT в трактате VON Данцига из 1452..

Внешний вид большинства сохранившихся «фехтшверт» несколько отличаются  от того, что можно сегодня увидеть в первоисточниках fechtbuche, stammbuche, hausbuche, wappenbuche и  других работах как книги по алхимии и астрологии и иллюстрации таких художников, как  Amman, Brun, Stimmer, Breu, Maller, Solis и Gerung.

В самых ранних работах мы можем видеть мечи, у которых клинок сужается конусообразно к концу, иногда даже остроконечным. Подавляющее же большинство, однако, изображены с простыми плоскими клинками. 

Несколько образцов показаны с почти параллельными краями клинка. Это касается в основном первой половине 16 века, но также можно встретить и позднее, как мы это увидим дальше.

Фехтовальщики из "Триумфа Максимилиана" / FENCERS FROM TRIUMPHZUG DER KAISER MAXIMILIAN, 1526.

Воины (Фехтовальщики) из книги «Триумф Максимилиана» / FENCERS FROM TRIUMPHZUG DER KAISER MAXIMILIAN, 1526.

Парад фехтовальщиков изображенные Балтазаром Кухлером / FENCERS PARADING BY BALTHASAR KUCHLER, 1611

Парад воинов (фехтовальщиков), изображенных Балтазаром Кухлером / FENCERS PARADING BY BALTHASAR KUCHLER, 1611

Прослеживается очевидное сходство мечей с длинными параллельными краями и достаточно гибкими двуручными мечами, используемыми Ландскнехтами при Кайзере Максимилиане I. Другим примером для сравнения могут послужить следующие работы: Goliath treatise of 1510Paurnfeindt hn236 of 1516“Egonolph” of 1531Agrippa 1553 год и Leküchner 1558 года.

Где-то около 1540 года, можно встретить редкие образцы мечей с расширяющимися клинками к концу, например иллюстрации к Paul Hektor Mair, и Anton Rast Fechtbuch.

Иллюстрация Йорга Вро для книги Майера, 1540 год / SKETCH BY JÖRG BREU FOR P.H. MAIR’S FENCING TREATISE, CA 1540

Иллюстрация Йорга Вро для книги Майера, 1540 год / SKETCH BY JÖRG BREU FOR P.H. MAIR’S FENCING TREATISE, CA 1540

С конца 16 века — начала 17 века мы наблюдаем очень узкие тренировочные клинки, например в кодексе  Codex Guelf 83.4 August 8° 1591 год и в работе Thibault’s «Academie de l’Espée» 1631 год.

Из учебника Тибо, 1630 год / FROM THIBAULT’S TREATISE OF 1630

Из учебника Тибо, 1630 год / FROM THIBAULT’S TREATISE OF 1630

Если рассмотреть плоскость клинка, то можно выделить четыре основных вида:

  • Тип 1. Клинок конусообразно сужающийся к концу;
  • Тип 2. Клинок с параллельными или почти параллельными краями;
  • Тип 3. Клинок равный по ширине рукоятке у пяты с расширяющейся плоскостью к концу;
  • Тип 4. Клинок уже ширины рукоятки у пяты с расширяющейся плоскостью к концу.

Среди 15 — 18 сохранившихся мечей мы видим типы мечей 2-4, но нет ни одного меча с типом клинка 1, который встречается только на иллюстрациях того периода (кроме, возможно, специфичного меча в музее Musée de Cluny). Чаще всего встречается клинок типа 4. Почему так — мы можем только догадываться. Одно можно с уверенностью сказать, что дизайн клинков менялся в течение времени и окончательно сформировался с клинком типа 4 где-то к середине — концу 16 столетия. И поскольку сохранившиеся образцы датируются в основном серединой 16 — начала 17 веков, их очень мало, то на сегодня нам сложно представить себе полную картину о всем спектре тренировочных мечей, используемых в тот период. Вполне возможно, что тренировочные мечи могли подвергаться повторной переплавке и ковке, по истечению определенного срока использования и в зависимости от степени изношенности, что могло также влиять на изменение форм клинка.

Одна из версий, почему фехтовальщики использовали разные типы тренировочных мечей — различные цели. Например один меч для регулярных тренировок с менее гибким клинком, а другой для соревнований, проводимых в школах, с более гибким клинком, что уменьшало воздействие удара клинком, а тонкая и легкая слабая часть клинка позволяла выполнять рубящие удары достаточно безопасно (в зависимости от правил школы).

Но независимо от целей использования, важно помнить, что тренировочный меч был в ходу почти 350 лет на большей части Европы, и использовался, например, такими известными фехтовальными гильдиями, как  Marxbrüder и Freyfechter von der Feder.

Маркбрёдер, молящийся Св. Марку. В руках "фехтшверт". 1550 год / A MARXBRÜDER PRAYING TO ST. MARK, HOLDING A FECHTSCHWERT, CA 1550.

Маркбрёдер, молящийся Св. Марку. В руках «фехтшверт». 1550 год / A MARXBRÜDER PRAYING TO ST. MARK, HOLDING A FECHTSCHWERT, CA 1550.

Немецкая школа. На дальнем плане студенты с "фехтшвертом", на переднем слева -направо: копьё, дюссак. 1726 год(!) / FECHTSCHULE FROM CA 1726 USING FECHTSCHWERTE

Немецкая школа. На дальнем плане студенты с «фехтшвертом», на переднем слева -направо: копьё, дюссак. 1726 год(!) / FECHTSCHULE FROM CA 1726 USING FECHTSCHWERTE

Обратите внимание еще раз на верхний рисунок. 1726 год — почти середина 18 века, Европа в лице Франции, Великобритании, и Германия не исключение, переживает бум small-sword. Студенческие годы Михайло Ломоносова проходят в Германии в период 1736 — 1740 гг. Наши студенты наравне с местными, с истинным русским размахом «пускаются во все тяжкие», участвую в потасовках и постоянных студенческих уличных стычках на малых шпагах, что становится настоящей головной болью городских управ.

Примечание ..OnFencing..

Присоединяйтесь к сообществу в изучении данного материала. Надеюсь, нам удастся еще отыскать интересные образцы мечей. В свою очередь, если у нас появится дополнительная информация и фотографии, мы будем их размещать на форуме. Очевидно, что образцов мечей сохранилось больше, но они могут быть как в частных коллекциях так и просто в музейных хранилищах, и важность содержимого не всегда осознается в полной мере кураторами и коллекционерами.

Мы надеемся на вашу помощь в развитии данного проекта, публикуя данную информацию на других форумах и сообществах.

Перечень сохранившихся мечей.

Type 1: Клинок конусообразно сужающийся к концу
1. Образец в музее Musée de Cluny, одолженный в музее Musée de l’Armée, датируется 17-18 веком – Нет расклешенной пяты клинка, есть кольца «pas d’ane».

Тип 2: Клинок с параллельными или почти параллельными краями.
2. Образец в Музее Оружия в Турции, датируется 16-м веком.

3-4. Два образца висят на стене на выходе из галереи вооружения в Виндзорском Замке (Windsor Castle, UK). Похожи на тип 2, как образец в Турции, и на тип 3 как образец в Нью-Йорке.

Тип 3: Клинок равный по ширине рукоятке у пяты с расширяющейся плоскостью к концу.
5-6. Два почти идентичных образца в Нью-Йорке в Метрополитен Музее, датируются 1575-1625 гг.

7. Один неопределенного типа немецкий меч в Италии, вероятно относится к концу 16 века.

8. Образец в музее Spiš, Словакия, похоже что с восстановленным эфесом или более поздняя реплика.

Тип 4: Клинок уже ширины рукоятки у пяты с расширяющейся плоскостью к концу.
9-11. Четыре образца в музее Landesmuseum в Цюрихе, датируется 15-16 вв. Один был одолжен музею  Musée de Cluny, но сейчас находится в музее Musée de l’Armée. Образцы немного «полнее» чем тренировочный меч от Hanwei, но очень гибкие в последней трети клинка.

12. Неопределенный образец – изображен на картинке, предоставленной “Darijan” на форуме HEMA Alliance.

13-14. Два образца в замке Arundel Castle. – Один похож на образец из музея в Цюрихе, но «полнее», другой c канавками на каждой из сторон расклешенной пяты. Оба достаточно прочны и не выглядят хрупкими как «федер» от Hanwei.

15-16. Два образца в частной коллекции Wilczek Collection, Kreuzenstein, Австрия. Только один из образцов документирован.

Неизвестный типы
17. Один из них в коллекции Londesborough Collection, но не документирован.

18. Образец неправильно задокументирован и вероятно не является тренировочным мечом, коллекция Fricker Collection.

19- Как заявлено, несколько «фехтшвертов» хранятся в замке  Solothurn Castle, Швейцария. Информация по одному из них подтверждена.

20-31- Sint Michielsgilde aka Hallebardiers даровал 12 мечей городу Брюгге в 1905. Вероятно, они хранятся в музее Gruuthuse Museum города Brugge. Тип мечей неизвестен, но скорее всего это обычные «bidenhänder» для шествий.

↑Наверх↑

Фотографии мечей.

Здесь представлены фотографии найденных мечей.

Образец в музее ASKERI MÜZESI (Военный Музей), Истанбул, Турция. 16 век.

Образец в музее ASKERI MÜZESI (Военный Музей), Истанбул, Турция. 16 век.

Два почти одинаковых меча, Метрополитен Музей, Нью-Йорк. 1575-1625 гг. / TWO ALMOST IDENTICAL ONES IN THE NEW YORK MET, DATED TO 1575-1625.

Два почти одинаковых меча, Метрополитен Музей, Нью-Йорк. 1575-1625 гг. / TWO ALMOST IDENTICAL ONES IN THE NEW YORK MET, DATED TO 1575-1625.

Образец из музея SPIŠ, Словакия, эфес возможно восстановлен заново или более поздняя реплика. Обратите внимание, что из-за перспективы конец клинка кажется шире. В действительности края клинка почти параллельны, как это видно на картинке ниже. Фото предоставлено фехтовальной гильдией TRNAVA.

Образец из музея SPIŠ, Словакия, эфес возможно восстановлен заново или более поздняя реплика. Обратите внимание, что из-за перспективы конец клинка кажется шире. В действительности края клинка почти параллельны, как это видно на картинке ниже. Фото предоставлено фехтовальной гильдией TRNAVA.

Тот же образец, что на фото выше.

Тот же образец, что на фото выше.

Тот же образец. Обратите внимание на металлическую полоску. Она расположена с двух сторон рукоятки.

Тот же образец. Обратите внимание на металлическую полоску. Она расположена с двух сторон рукоятки.

Неопределенный немецкий меч. находится в Италии. Вероятно конец 16 века. / ONE UNIDENTIFIED GERMAN SWORD IN ITALY, PROBABLY FROM THE LATE 1500S.

Неопределенный немецкий меч. находится в Италии. Вероятно конец 16 века. / ONE UNIDENTIFIED GERMAN SWORD IN ITALY, PROBABLY FROM THE LATE 1500S.

Меч из замка Arundel Castle. Фото предоставлено школой фехтования Schola Gladiotoria / ONE OF TWO REPORTED AT THE ARUNDEL CASTLE. PHOTO PROVIDED BY SCHOLA GLADIATORIA.

Меч из замка Arundel Castle. Фото предоставлено школой фехтования Schola Gladiotoria / ONE OF TWO REPORTED AT THE ARUNDEL CASTLE. PHOTO PROVIDED BY SCHOLA GLADIATORIA.

Там же, что на верхней картинке.

Там же, что на верхней картинке.

Три из четырех известных в музее THE LANDESMUSEUM в Цюрихе, датировано 17 веком. Один был одолжен музею MUSÉE DE CLUNY, но сейчас находится в музее MUSÉE DE L’ARMÉE.

Три из четырех известных в музее THE LANDESMUSEUM в Цюрихе, датировано 17 веком. Один был одолжен музею MUSÉE DE CLUNY, но сейчас находится в музее MUSÉE DE L’ARMÉE.

Неопределенный меч, фотография предоставлена "DARIJAN" на форуме HEMA Альянса. Начало 17 века. / UNIDENTIFIED SWORD PROVIDED BY “DARIJAN” AT THE HEMA ALLIANCE FORUM. (GUESSING IT IS FROM EARLY 1600S).

Неопределенный меч, фотография предоставлена «DARIJAN» на форуме HEMA Альянса. Начало 17 века. / UNIDENTIFIED SWORD PROVIDED BY “DARIJAN” AT THE HEMA ALLIANCE FORUM. (GUESSING IT IS FROM EARLY 1600S).

"Фехтшверт" с кольцами "pas d'ane" в музее MUSÉE DE CLUNY.

«Фехтшверт» с кольцами «pas d’ane» в музее MUSÉE DE CLUNY.

Меч слева такой же, как наверху. Меч справа четвертый меч из Цюриха, одолженный музеем THE SCHWEIZERISCHE LANDESMUSEUM . Фото сделано ERIC BURKART из "STAHL AUF STAHL". / THE LEFT SWORD IS THE SAME AS ABOVE. THE RIGHT SWORD IS THE FOURTH ZÜRICH-FECHTSCHWERT ON LOAN FROM THE SCHWEIZERISCHE LANDESMUSEUM. PHOTO BY ERIC BURKART OF STAHL AUF STAHL.

Меч слева такой же, как наверху. Меч справа четвертый меч из Цюриха, одолженный музеем THE SCHWEIZERISCHE LANDESMUSEUM . Фото сделано ERIC BURKART из «STAHL AUF STAHL». / THE LEFT SWORD IS THE SAME AS ABOVE. THE RIGHT SWORD IS THE FOURTH ZÜRICH-FECHTSCHWERT ON LOAN FROM THE SCHWEIZERISCHE LANDESMUSEUM. PHOTO BY ERIC BURKART OF STAHL AUF STAHL.

Меч из частной коллекции WILCZEK COLLECTION в Австрии, где по информации имеется два подобных меча.

Меч из частной коллекции WILCZEK COLLECTION в Австрии, где по информации имеется два подобных меча.

Из частной коллекции FRICKER COLLECTION. Датировано 1530 годом. Меч похож на "фехтшверт", но до сих пор не ясно, потому что нет изображений остальных частей меча. HTTP://WWW.FRICKER-HISTORISCHE-WAFFEN.DE/HTML/HOME_EN.PHP

Из частной коллекции FRICKER COLLECTION. Датировано 1530 годом. Меч похож на «фехтшверт», но до сих пор не ясно, потому что нет изображений остальных частей меча. HTTP://WWW.FRICKER-HISTORISCHE-WAFFEN.DE/HTML/HOME_EN.PHP

Чтобы развить исследование по получению информации о сохранившихся мечах, нам необходим перечень всех музеев и коллекций, с которыми имеет смысл связаться. При получении информации, я предлагаю (Роджер Норлинг) следует обратить внимание на следующие характеристики:

1. Полная дина и ширина в разных точках замера.
2. Вес.
3. Центр перкуссии и центр баланса.
4. Характеристики гибкости. Равномерная гибкость или нет, где она наиболее гибкая?
5. Датировка.
6. Основания для датировки. Почему именно этот период?
7. Происхождение: откуда, кто им владел, как попал в музей или коллекцию?

Я начал систематизировать перечень музеев и коллекций, но мне по-прежнему нужна помощь. В коллекциях, отмеченных зеленым цветом, точно есть мечи «фехтшверт».

Австрия
Wilczek Collection, Castle Kreuzenstein – По информации имеется два меча, один из которых задокументирован.
Graz Armoury
Kunsthistorisches Museum, Vienna

Бельгия — Bert Gevaert, Krist Martens
Adolphe Neyt Collection, Ghent
Koninklijk Museum v Brussels
Gruuthuse Museum of Brugge – Sint Michielsgilde aka Hallebardiers donated 12 swords to the city of Brugge in 1905. These may just be bidenhänder for parading.

Канада – Sean Manning
Glenbow Museum, Calgary
Royal Ontario Museum

Франция
Musée de Cluny, Paris – Has one with tapering point and finger rings, but no flared schildt. Loaned from Musée de l’Armée. Also loaned one from the Landesmuseum in Zürich.
Musée de l’Armée – Has one that is or has been on loan to Musée de Cluny.
Musée des Invalides, Paris
Musée des Beaux Arts, Dijon

Германия
The Fricker Collection – Has what might be a fechtschwert, as seen above.
Dresden Armoury
Deutsches Klingenmuseum
Münich National Museum

Италия
Armuria of the Doge’s Palace, Venice

Мальта
Armoury of the Knights of St. John

Польша
Vawel Castle, Kraków

Словакия – Anton Kohutovic
Museum of Spiš – Possibly a later replica

Швеция – Roger Norling
Livrustkammaren, Stockholm
Armémuseum, Stockholm
Stadsmuséet, Gothenburg

Швейцария – Daniel Jaquet, Derek Wassom, Gregor Schiess
The Landesmuseum in Zürich – Has four confirmed fechtschwerte of which one is loaned to museums in France, as seen above.
Solothurn Castle – Has a confirmed fechtschwert of unknown type. Gregor is investigating this.
Museum of Luzern – Gregor handles this
Museum of Stein am Rhein — Gregor handles this
Museum of Basel — Gregor handles this
Museum of Bern — Gregor handles this
Museum of Thurgau — Gregor handles this
Museum of Aargau — Gregor handles this
Museum of Zug — Gregor handles this
Museum of Schaffhausen — Gregor handles this
Waffensammlung Carl Beck — Gregor handles this
Museum Grandson — Gregor handles this
Ritterhaus Bubikon — Gregor handles this

Турция – Barış Bora Güç
Askeri Müzesi, Istanbul – Has one documented fechtschwert.

США
New York Metropolitan Museum Has two documented fechtschwerte.
Cleveland Museum of Art
Frazier Arms Museum / Royal Armouries
Higgins Armory
Philadelphia Museum of Art

Великобритания – Andy Taylor, Keith Farrell, Matt Easton, Joni Karjalainen
Arundel Castle – We only have one of two swords documented
British Museum / Londesborough Collection — Reportedly has a fechtschwert in their collection
Windsor Castle – Two reported as hanging at the Armour Gallery exit. Thought to be of type 2, similar to the one in Turkey, or type 3 similar to those at the NY Met.
Edinburgh Castle, Scotland
Museum of Scotland, Edinburgh
Museum of London
Royal Armoury at Leeds, UK
Tower of London and British Museum
Victoria and Albert Museum, London
The Wallace Collection

Ватикан
Castel Sant’Angelo, Vatican City

↑Наверх↑

© Автор: Roger Norling, 2012
Опубликовано в Июле 2012 года в блоге http://www.hroarr.com
Перевод с английского: Андреев И.Ю., 2013

Перевод публикуется с разрешения правообладателя.

Avatar image

ОБ АВТОРЕ: РОДЖЕР НОРЛИНГ (ROGER NORLING)

Роджер Норлинг (Roger Norling) — инструктор в школе Gothenburg Historical Fencing School, Швеция. Занимается изучением Европейского исторического искусства фехтования: в основном это длинный меч (longsword), дюссак и посох («Meÿer Halber Stangen»). Последние несколько лет сфокусирован на изучении работ Йоахима Майера и активно сотрудничает с гильдией Meyer Frei Fechter Guild. В настоящее время, при поддержке других исследователей сообщества HEMA, занят написанием ряда работ посвященных методике и технике фехтования Йоахима Майера. Принимает участие в мастер классах в Европе и США.

меч, майер, федершверт, историческое европейское фехтование, классическое фехтование, дуэльное фехтование, историческое фехтование, спортивное фехтование, Россия, шпага, рапира, сабля, школы, клубы, ассоциации, федерации, historical europian fencing, hema, classical fencing, sport fencing

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: