Братья по духу. (редакция 2013 года)


«Brothers in Battle»


© Автор: Dr. Leonard I. Lapinsohn
© 
Перевод с английского: Андреев И.Ю., 2011

Публикация в журнале «Black Belt», Июль 1968 года.

Поиск общего между восточным боевым искусством и европейским фехтованием было одним из моих увлечений более 30 лет. И надо сказать, что сходство между этими единоборствами с точки зрения появления на свет и дальнейшего развития до сегодняшнего дня, только добавило интриги в мои исследования.

Итальянское классическое фехтование и искусство рукопашного боя джиу-джитсу [1] получили наибольший расцвет в средние века, в эпоху процветания европейского рыцарства на Западе и восточного рыцарства – самураев на Востоке. В ходе формирования военных дисциплин были заложены основы кодекса поведения воина и философия боевого искусства. Военный опыт и этические стандарты стали основой повседневной жизни и источником жизненной морали общества.

Фехтование: выпад / Карате: удар на выпаде вперед (ои-цуки) (Чтобы сравнить стойку в карате и фехтовании, каратист принял нестандартную левостороннюю стойку)
На рисунке: Фехтование: выпад / Карате: удар на выпаде вперед (ои-цуки)
(Чтобы сравнить стойку в карате и фехтовании, каратист принял нестандартную левостороннюю стойку)
.

Забвение.

После столетий развития и процветания, джиу-джитсу и классическое фехтование, испытали на себе падение интереса со стороны общества, что могло привести к потере накопленных за века знаний. В конце 19 века, эти виды боевого искусства, со всей своей философией и духовными принципами, претерпели существенные изменения, где на смену качествам, необходимым для «боя не на жизнь, а на смерть», пришли спортивные или игровые принципы ведения поединка. Сегодня, современное фехтование представляет собой спортивную дисциплину, в которой электрофиксация уколов и соответствующие правила, направленные на количественную оценку уколов, вытеснили первоначальный подход к достижению победы в боевом поединке, теория которого создавалась мастерами фехтования, как средство достижения морального, духовного и физического совершенства.

Фехтование: Вторая защита / Карате: нижний блок (гедан-барай)
На рисунке: Фехтование: Вторая защита / Карате: нижний блок (гедан-барай)

Джиу-джитсу пережило похожие метаморфозы, став в итоге основой современного боевого искусства – дзюдо [2], где изучение эффективности поединка в целях самозащиты уступило освоению методик, направленных на повышение результативности по очкам в рамках установленных правил [3].
Изучение философии ведения боя, взятой из древней китайской медицины [4], полностью уступило место развитию принципов борьбы в сторону увеличения количества результативных бросков.

Сравнение философии и техники итальянской школы фехтования и определенных дисциплин из восточных видов боевых искусств показывает, что сходства просто поразительны. Их происхождение относится к разным культурам. Однако, следую путями Марко Поло и Крестоносцев, можно разглядеть общее в истоках зарождения этих боевых искусств. Учитывая возрастающее практическое использования огнестрельного оружия, интерес к фехтованию стал снижаться, и к концу 19 века искусное владение клинком стало редкостью. Французы первыми возродили интерес к изучению фехтования, открыв  Национальную Французскую Школу Фехтования в Жуанвиль-Ле-Понт, в 1872 году. [5]

В 1882 году, итальянское правительство открыло похожую школу, которая была названа как Scuola Militare Magistrale de SchermaВоенная Школа Мастеров Фехтования. Директором был назначен Паризе Масаниелло (Masaniello Parise), а его заместителем стал Сальватор Пекораро (Salvatore Pecoraro). [6] Оба имени связаны с развитием итальянской дуэльной сабли.  Пекораро и Радаэлли, каждый по своему, внесли свой вклад в развитие итальянской дуэльной сабли и единого руководства для изучения фехтования.

Сабля Радаэлли.
На рисунке: сабля Радаэлли.
.

Леонардо Терроне.

Одним из выдающихся выпускников школы был Леонардо Терроне. Будучи еще студентом в Школе, он отличился своими способностями, умелым и новаторским подходом к теории, философии и практическим вопросам фехтования. Также, он приобрел определенную известность благодаря нескольким дуэлям, в которых ему довелось принимать участие. В 1900 году в Анконе и в 1901 году в Венеции, Леонардо Терроне выиграл золотую медаль и диплом лучшего фехтовальщика по итальянской технике фехтования.

Двумя годами позже, он приезжает в США и направляется в Филадельфию, где получает должность преподавателя фехтования в университете Пенсильвании.

Фехтование: исходная позиция «on guard» / Карате: передняя стойка (зенкутсу-дачи)
На рисунке: Фехтование: исходная позиция «on guard» / Карате: передняя стойка (зенкутсу-дачи)

Именно здесь он создает круг единомышленников по изучению фехтования наряду с философией и духовными аспектами жизни, которым он следовал. Терроне смещает акцент изучения фехтования со спортивных аспектов ведения поединка на классические формы, уделяя первостепенное внимание развитию мышления, тела и личности бойца. Умение владеть телом в ходе поединка, важнее самого поединка.

Он пошел по пути великих людей, как Чжан Саньфэн, основатель Тайцзицюань [7], и Морихэи Уэсиба [8], основатель айкидо, которые, несомненно, поддержали бы его идею. Леонардо Терроне настаивал на обучении фехтовать левой и правой руками. Он полагал, что односторонние упражнения наносят вред анатомической и физиологической гармонии бойца. Он настаивал на концепции, что достижение гармонии между  умственной и физической составляющими человека, улучшают его характер и приводит к  повышению точности, настороженности, самообладания, умеренности и повышенной способности к принятию правильного решения. Его метод фехтования был обнародован как способ повышения индивидуальной силы, изящества движения, скорости и самоконтроля. Терроне чувствовал, что фехтование может быть адоптировано для физически сильных и слабых людей. Сам он, получив сердечное заболевание в 52 года, впоследствии объяснил свое чудотворное восстановление исключительно своей методикой тренировок.

.

Сходства.

Анализ философии Леонардо Терроне и использование методики достижения умственного и духовного единения, показал много общего с тайтзицюань и айкидо. Его методика в обучении избегать силовых воздействий, просчитывать и контролировать свои движения, управлять эмоциями, понимать движения противника и в итоге привести противника  к поражению уколом клинка — очень похожи на тренировку Тао-Лу в Тайцзицюань и мастерство владения Ки в айкидо.

Изучающие эти восточные единоборства, найдут в следующих высказываниях много общего:

«Важно развивать умение изучать движения каждого мускула тела соперника. Этот навык позволяет наилучшим образом заглянуть в мысли соперника и разгадать его задумки. Если это умение развивать в течение нескольких лет, то может быть достигнута наивысшая форма восприятия, иными словами – телепатическое чувство, как описано у Хелен Келлер [9]»  — Леонардо Терроне.

«Думать о противнике, а не о себе – суть тайцзицюань. После долгой практики развивается то, что называется внутренней энергетикой. Это предает особую чувствительность коже, которую можно зазвать «чувственной энергией» — Йернинг К. Чен о Тайцзицюань.

Фехтование: пятая защита / Карате: верхний блок (джодан-уке)
На рисунке: Фехтование: пятая защита / Карате: верхний блок (джодан-уке)

Терроне настаивал на том, чтобы турнир оценивался как в дуэли и не любил необдуманную и театральную тактику, которая стала популярной в настоящее время. Он полагал, что участнику должны засчитываться очки только в том случае, если он не тронут клинком в ответ, и только за те уколы, которые достигли летальной для жизни противника части тела или которые могли бы вывести противника из строя, если это был бы реальный поединок. Эта идея похожа на принцип преподавания в школах окинавского и китайского карате, в которых не проводятся соревнования по этим видам боевого искусства, потому что в соревнованиях нет возможности отразить реальный бой.

На фотографиях приведено сравнение между позицией «он-гард», выпадом и различных защит в технике фехтования саблей и блоки и позиции в карате. Видно, что выпад в фехтовании похож на удар на выпаде в карате (ои-цуки). Третья защита в фехтовании на сабле похожа на внешний блок в карате (учи-уке) [10]. Четвертая защита как внутренний блок (чудан-уке). Вторая защита напоминает нижний блок (гедан-барай) и пятая защита похожа на верхний блок (джодан-уке). Позиция «он-гард» имеет сходство с финальной позицией при внешнем блоке (учи-уке).

Терроне отмечал, как и многие мастера карате тот факт, что прямая простая атака – наилучшее средство поражения противника в бою. Он полагал, что принцип «многое в малом» — (большая сила, сконцентрированная  в маленьком объеме) должна культивироваться в фехтовании так же, как и в Тайцзицюань – «сдвинуть тысячи Цзинь [11] четырьмя юанями».

Фехтование: Третья защита [10] / Карате: внешний блок (учи-уке)
На рисунке: Фехтование: Третья защита [10] / Карате: внешний блок (учи-уке)
.

Бывший студент.

Изучение классического джиу-джитсу, во всех его формах, имеет много общего с методикой Терроне, особенно в части использования трости, и философия методики атак, защиты и умения владеть собой. Изучающие джиу-джитсу увидят много общего с фехтованием на приведенных иллюстрациях. К сожалению, отпущенный объем для публикации не позволяет привести все примеры.

Несмотря на различия между видами, Европейское фехтование и восточные единоборства имеют много общего. Понимание и изучение обеих техник позволит добиться наивысшего мастерства.

footer06

↑Наверх↑

Автор публикации Leonardo I. Lapinsohn
© Перевод с английского: Андреев И.Ю., 2011
Перевод статьи впервые опубликован в сентябре 2011 года в ЖЖ «Фехтовальщик из Сиены»
Права на оригинал статьи принадлежат  журналу «Black Belt»
 
.

Дополнительная информация.

Леонардо Терроне.

Леонардо Терроне.

Фехтовальный клуб Филадельфии под руководством Леонардо Терроне выиграл у всех фехтовальных клубов Нью-Йорка в течение 1920 года на Национальных соревнованиях США по сабле.  Кроме того, выиграв титулы на соревнованиях Фехтовальной Ассоциации Колледжей по рапире в 1913 и 1915 гг, Чонси Райдер МкФерсон и Гарольд ван Баскирк, оба из клуба Терроне, представляли США на Олимпиаде. МкФерсон в 1921 году стал национальным чемпионом на Национальных соревнованиях США на шпагах и Национальных соревнованиях США на саблях. Гарольд ван Баскирк в 1927 году стал национальным чемпионом США по шпаге. Ван Баскирк впоследствии стал Президентом ассоциации AFLA/USFA и представлен в Национальной Галерее Славы.

В женских соревнованиях на рапирах, Эмили Сайлер взяла серебро на Национальных соревнованиях США на рапирах в 1912 году. Миссис Уильям Дюар и Миссис Макс  Miss Sailer was a student of Mr. Terrone and in 1913, Mrs. William H. Dewar  and Mrs. Max Бирнбаум перут первое и второе соответственно места на Национальном женском чемпионате США на рапирах. На следующий год Мисс Бредли и Мисс Эванс берут серебро и бронзу на чемпионате США на рапирах. Среди женских команд, в 1915 году, на проводимом ассоциацией AFLA IV-го Национально женского турнира по рапире, представительницы Филадельфии заняли весь пьедестал: золото у Мисс Джеси Пайл, серебро у Мисс Эдит Эванс и бронза у шестнадцатилетней Мисс Дороти Самуэль. В 1916 году на женском чемпионате США по рапире Мисс Самуэль берет серебро. Маэстро Леонардо Терроне превратил Филадельфию в фехтовальный центр.

По материала US Fencing Hall of Fame.

Примечания.

1. Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу] (инф.)) — от яп. 柔[дзю] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術[дзюцу] (техника, способ) — «искусство мягкости» — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. Т.е., джиу-джитсу — искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

2. Несмотря на многие различия, общих черт в школах джиу-джитсу было больше, что дало возможность создать в дальнейшем на его основе такие универсальные системы единоборств, как дзю-до и айки-до. Джиу-джитсу легло в основу Кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано). В основу айкидо (О-сэнсэй Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ джиу-джитсу — Дайто-рю Айки-дзюдзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.

3. В настоящее время, параллельно развиваются, так называемое, традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешённых приёмах.

4. Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя в его действия нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке и тогда обратить силу и действия врага против него самого. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэй Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

5. Военная Академия Фехтования в Жуанвиль-Ле-Понт, во Франции, была основана в 1872 году. Ее учебник 1877 года и впоследствии «Регламент по фехтованию» (Reglement d’escrime) 1908 года, стали базовым руководством для военных и гражданских. Практически каждая книга, изданная во Франции в 20 веке, базировалась на учебнике по фехтованию для военных 1908 года издания.

6. Военные школы фехтования, как в Италии, так и во Франции играли важную роль в стандартизации методов обучения, которые были должны обеспечить подготовку, как для дуэльного, так и для соревновательного фехтования. Во времена Королевства Сицилии (130-1861) военные школы фехтования существовали в Палермо и Мессине и еще две были добавлены королевским ордонансом в 1851 году в Капуа и Казерте под руководством маркиза di Chiuppeto (район в Италии) — Марио дель Туфо. В каждой школе был факультет под руководством пяти мастеров выбираемых директором школы. Затем в 1856 другой ордонанс увеличил количество школ, добавив школы в Напле и Гаэта. И к 1868 году военные школы фехтования были также основаны в Модене, Парме и Милане под руководством, соответственно, Чезаре Генриетты, Алессандрино Гоберти и Джузеппе Радаели. В конце концов, в 1884 году, после ожесточенного соперничества между севером и югом, вызванных национализмом и неприятием зарубежного влияния, руководство по единой системе военного фехтования была создана, используя южную методику преподавания и учебник молодого мастера фехтования Национальной Академии Фехтования в Напле, Масаниелло Паризе. Северные военные школы фехтования были закрыты и Паризе был назначен директором Военной Школы Мастеров Фехтования в Риме.

7. Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции. Другая версия приписывает создание данного стиля легендарному даосу Чжан Саньфэну, однако она изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

8. Айкидо (яп. 合気道 айкидо?) — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.
Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».

9. Хе́лен А́дамс Ке́ллер, Э́лен А́дамс Ке́ллер (англ. Helen Adams Keller; 27 июня 1880 — 1 июня 1968) — слепоглухая американская писательница, преподавательница и общественный деятель.

10. Не совсем понятно, почему автор статьи называет данную позицию третьей. На самом деле, на фото изображена четвертая позиция – кварта. Возможно, опечатка при верстке текста.

11. Цзинь (кит. ) — традиционная китайская мера веса; в КНР в настоящее время составляет 500 грамм.

историческое европейское фехтование, классическое фехтование, дуэльное фехтование, историческое фехтование, спортивное фехтование, Россия, шпага, рапира, сабля, школы, клубы, ассоциации, федерации, historical europian fencing, hema, classical fencing, sport fencing

↑Наверх↑

Реклама

3 Responses to Братья по духу. (редакция 2013 года)

  1. Сургей says:

    Оно конечно любопытно, но ложечку дегтя капну.
    -«После столетий развития и процветания, джиу-джитсу и классическое фехтование, испытали на себе падение интереса со стороны общества, что могло привести к потере накопленных за века знаний. В конце 19 века, эти виды боевого искусства, со всей своей философией и духовными принципами, претерпели существенные изменения, где на смену качествам, необходимым для «боя не на жизнь, а на смерть», пришли спортивные или игровые принципы ведения поединка.»
    Дзю-дзютцу бросило в упадок не общество, а как раз то самое дзю-до. Кано Дзигаро развил свою школу «дзю-до» (в противоположность «дзютцу»), а, будучи министром физкультуры и спорта Японии, просто передавил конкурентов за счет власти. Когда дзю-дзютцу начало вымирать — оно было востребованным. Просто раннее дзюдо оказалось эффективнее и влиятельнее.

    -«Изучение философии ведения боя, взятой из древней китайской медицины [4], полностью уступило место развитию принципов борьбы в сторону увеличения количества результативных бросков.»
    Дзигаро особенно подчеркивал, что его система как раз и отличалась тем, что развивала человека как личность и духовное существо, в отличие от «дзютцу» других школ, которые делили только влияние и сферу интересов в охране и инструкторской работе. Поэтому «дзю ДО (Путь)», а не «дзютцу» (стиль боя, школа). И это подтверждено и свидетелями, и описано в мемуарах и самого Дзигаро, и бойцов того времени.

    -«Эта идея похожа на принцип преподавания в школах окинавского и китайского карате, в которых не проводятся соревнования по этим видам боевого искусства, потому что в соревнованиях нет возможности отразить реальный бой.»

    Есть все же разница между уколом острым клинком и ударом кулака.
    Очень любопытно — японское каратэ начало расслаиваться как раз тогда, когда его попробовали в поединочном варианте (кумите). И выяснилось, что даже нокаутировать оппонента одним ударом (принцип «Атеми») очень сложно. Убить — тем более. А серии каратэ-ка не нарабатывали. Зачем? Идея — убить одним ударом. 2-3 движения, не больше. И когда эта теория боя начала проверяться на практике — она не дала хороших результатов. И каратэ начало меняться…

    -«Несмотря на различия между видами, Европейское фехтование и восточные единоборства имеют много общего. Понимание и изучение обеих техник позволит добиться наивысшего мастерства.»

    Когда я начал практиковать ушу после рапиры и спорт сабли — первое, что бросилось в глаза — это то, что принципы ушу отличаются от того, чему учили — абсолютно и по всем параметрам. Начиния от идеи дуате в рапире и выброса усилия (в том числе и меча — Цзяня) «от поясницы» в ушу … дальше общее только цель — победа в поединке. Методы, принципы, подход «Таолу — основа Гунфу» в ушу и «Формы — это восточная архаика, бред и тупиковый вариант» в фехтовании…
    НО! Учить полезно и то и другое. Мир сразу становится разнообразнее. И поражаешься — как человеческий разум смог придумать для решения одной задачи столько альтернативных эффективных путей…и пожалеть, что все эти пути за одну жизнь изучить не успеть…

    ЗЫ. Кстати, сейчас, кажется, я нахожу сходство и в технике, и в тактике, и в духе Восточных и Западных БИ. Только не в колющей и рубящей классике, а в технике длинного меча — Итальянской ли, Германской ли школ — неважно. Передвижения, принципы «атака — в защите, защита — в атаке», маневры оружием, корпусом и ногами, «мера в сердце» и «должный дух», «готовность к смерти» — действительно вызывают удивление сходством. Но здесь я очень сырой как спец (в мече), чтобы судить о предмете с должным весом и профессионализмом…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: