Практики и теоретики


Отниму у вас еще немного драгоценного внимания, чтобы было понятно какое отношение имеет данная статья к увлечению фехтованием. В разделе «Что такое HEMA» я упоминал один из главных вопросов, с которым сталкиваются любители исторических боевых искусств: «Для изучающих HEMA, пожалуй, самым главным камнем преткновения становится определение практической эффективности изучаемой методики». После чего ввел понятия «теоретик» и «практик».

Не случайно. Каждый из нас, как правило, склонен больше придерживаться той или иной стратегии изучения фехтовального искусства. Но как ни странно, все сталкивались с человеком, в котором эти две ипостаси присутствовали в равной мере. Это — учитель, преподаватель, тренер. С одной стороны это прагматик, нацеленный на достижение успеха своих подопечных через тренировки, с другой стороны это теоретик, который использовал свои знания, чтобы создать жесткую базу для практических занятий.

Справа, в черном, один из основателей Итальянской Федерации Исторического фехтования Андреа Лупо Синклеа. "Практикующий теоретик".

Справа, в черном, один из основателей Итальянской Федерации Исторического фехтования FISAS — Андреа Лупо Синклеа.
«Практикующий теоретик».

Также и в HEMA или историческом фехтовании. Основными инициаторами движения вперед являются именно «практикующие теоретики», которые совмещая в себе оба интереса, знакомят любителей исторического фехтования с теоретическими и практическими аспектами в едином контексте изучаемого материала. Их заслуга не медали и выигранные турниры, а раскрытые для нас «буковки» — новые страницы истории, культуры, философии Фехтовального Искусства.

Редакция ..OnFencing..

Автор статьи: Антон Безмолитвенный © 2009

«Нет ничего практичнее хорошей теории»

— Роберт Кирхгоф

Иногда бывает: идешь по улице малознакомого города и вдруг замечаешь по-настоящему великолепное здание – элегантное и функциональное одновременно. Первоначальное восхищение порождает вопрос: а кто же является его настоящим создателем? Чей вклад важнее, кого благодарить? Архитектора, замысел и расчеты которого послужили основой для появления этого чуда, или строителя, воплотившего проект в жизнь? Можно, конечно, ограничиться констатацией «люди всякие нужны, люди всякие важны», однако в рамках данной статьи хотелось бы исследовать этот вопрос более основательно – и сформулировать значимые для реальной жизни выводы.

Знакомьтесь: «Практик» и «Теоретик» – две базовые стратегии по жизни, обусловленные разными подходами к освоению мира. Сразу оговорюсь – это именно стратегии, а не конкретные люди: обозначенные идеальные типы не разгуливают по улице. В каждом человеке в разной пропорции можно найти и то, и другое.

Однако важна именно пропорция: обычно легко проследить доминирующее в человеке начало.

Данная статья предназначена для того, чтобы помочь читателю проанализировать свою стратегию и выяснить – что с этим можно делать.

Практик

В нашем обществе обычно принято считать, что «практика» – это всегда хорошо. Практичность ставится в заслугу. За ней усматривают некую «близость к жизни» и особую «сермяжную правду». Есть ли в этим какая-либо доля истины?

Разумеется! Практик обычно действительно адекватно приспособлен к жизни в рамках своей социальной ниши. Его действия как правило приносят очевидный материальный результат.

Давайте разберемся, на чем основана эта приспособленность и чем она обусловлена. Для этого подробнее рассмотрим характерологические особенности данного типажа:

Практик не живет в мире причин и следствий. Он живет в мире примет и предзнаменований.

По большому счету от любой достаточно сложной системы ему требуется только одно – «чтобы работало». И только в последнюю очередь (если вдруг что-то сломается) он начинает интересоваться объяснениями, как именно это работает.

Можно сказать, что практик выдрессирован жизнью. Его действительно богатый опыт основан на запоминании некоторого количества повторяющихся событий: «туда не ходи – башка снег попадет, совсем плохо будет».

Типичный пример, когда в жизни мы запускаем режим практика – щелчок по выключателю, приводящий к тому, что зажигается свет. Знаете ли вы, как это работает? Но ведь работает же, правда? И только в том случае, если не работает, надо напрягаться, выяснять, в чем дело, идти в магазин за новой лампочкой или ремонтировать проводку.

Практик очень хорошо запоминает последовательность действий, приводящую к определенному результату (щелкнул – зажглось). Причин, которые вызывают то или иное положение вещей (почему это так), он не осознает. Если осознает, превращается в другой, смешанный, типаж – «практикующего теоретика».

Откуда берет истоки практический подход к жизни? С чем связана подобная «приземленность»?

Практика интересует расширение «зоны контроля», личное воздействие на мир, любое действие по жизни осуществляется им для решения конкретных задач.

С принципом «экономии мышления»[1] – практик, конечно, его не осознает (это потребовало бы теории), что совершенно не мешает ему успешно воплощать данный принцип в жизнь. Практика интересует расширение «зоны контроля», личное воздействие на мир, любое действие по жизни осуществляется им для решения конкретных задач. Нет задачи – практик и пальцем не пошевелит, даже задумываться ни секунды не будет. Объяснения ему нужны только в том случае, если они связаны с возможностью расширить «зону контроля» – способности воздействовать на окружение в интересах своего дела. Можно сказать, что мысль практика скользит над текущей жизненной ситуацией «на бреющем полете».

Все, что выходит за рамки жизненного мира практика, зоны непосредственного воздействия и контроля – отбрасывается за ненадобностью. Практика как раз и определяет то, что он принципиально не интересуется вещами, выходящими за рамки ближнего круга жизненных задач и интересов.

Разговоры о строении Вселенной или теореме Геделя для практика – пустопорожняя болтовня, которая попусту тратит время и «подгружает мозг».

Других практик может учить точно так же, как учился в свое время сам – «на примере». По принципу «делай как я». Если обучаемый усомнится в том, что это сработает, практик просто будет настаивать на том, что это так. Крайний аргумент «сначала сделай – потом поговорим». Просить объяснений у практика на тему «почему это работает?» бессмысленно – он не ответит.

Теоретик

В массовом сознании теория на сегодняшний день воспринимается скорее как отрицательное явление. Бесполезная трата времени, не имеющая связей с повседневной жизнью.

Почему так случилось?

Теоретик понимает причины интересующих его явлений, но далеко не всегда имеет возможность на них воздействовать.

Его интересует строение окружающего мира самого по себе: причины и следствия, структуры и а не инструменты влияния на ситуацию. Теоретик может потратить уйму времени, выясняя нюансы какого-то малоизвестного явления, никак не связанного с его каждодневной жизнью (например, для него может быть актуальным вопрос о влиянии тропических циклонов на динамику размножения кенгуру в Австралии), просто так – «для расширения кругозора».

В определенном смысле теоретик более альтруистичен, чем практик – он способен посвятить всю свою жизнь «высшей цели»: исследованию вещей, которых он никогда не встречал, или событий, свидетелем которых он никогда не был.

Теоретик как раз и определяется тем, что занимается исследованием вещей, выходящих за пределы зоны его непосредственного воздействия (Зоны Контроля)

Теоретик как раз и определяется тем, что занимается исследованием вещей, выходящих за пределы зоны его непосредственного воздействия (Зоны Контроля). Причем делает это не по недоразумению, а осознанно – у него отсутствует убеждение, что ментальные усилия и вообще умственную энергию нужно экономить. Наоборот – в большинстве случаев теоретик не знает, что делать с избытком мыслей.

Зона Контроля и зона теоретических изысканий (Зона Исследования) для этого типажа существенно различаются. Поэтому теоретик действительно многое знает, но мало может по жизни.

Если теоретик расширяет зону контроля и обретает реальную власть над областью своих исследовательских изысканий, он превращается в «практикующего теоретика».[2]

Следствия и выводы

Практик и теоретик обучаются принципиально разными способами.

Модель обучения «практикой» предполагает механическое запоминание последовательности действий (в первую очередь собственных), приводящей к желаемому результату. Можно обозначить ее «одно вслед за другим». Это имеет смысл при относительном постоянстве окружающих условий и позволяет экономить усилия. Недостатки данной стратегии очевидны: при регулярном изменении контекста данная стратегия малоэффективна.

Модель обучения «теорией» основана на раскрытии причинно-следственных связей некоторого явления. Можно назвать ее «одно вследствие другого». Теоретик обучается только в том случае, если ему удается нащупать следствие, вскрыть причины и внутреннюю механику исследуемого явления.

Недостатком этого подхода является «вынужденный альтруизм»: затраты времени  и сил, связанные с изучением того, что никогда не войдет в зону контроля или войдет в нее очень не скоро.

Чистый, 100%-ный практик не способен привнести в эту жизнь ничего принципиально нового. Грубо говоря, «способностей не хватает». Он просто не выходит за границы уже известного и имеющегося, поскольку это требует понимания причинно-следственных связей.

Чистый теоретик регулярно разрабатывает что-то новое, но только на умозрительном уровне – воплотить свои блестящие задумки в жизнь он не в состоянии. Если это не так, мы опять имеем дело с идеальным типажом – «практикующим теоретиком».

Совместное сосуществование

Давайте исследуем стратегии взаимодействия этих типов.

Что случается, когда практик долгое время живет (или постоянно работает) с практиком?

Живут в материальном плане достаточно хорошо, но как-то приземленно и скучноватенько. Развития и радикального изменения к лучшему почти нет. Даже если ковер на стене не висит, все равно мещанством попахивает.

Как уживаются два теоретика? Сплошной полет мысли и бесконечные дискуссии. Без каких-либо последствий и практического результата. Кстати, чаще всего – к взаимному удовлетворению обоих.

Как живут практик с теоретиком? Здесь возможны разные варианты:

  1. Если предметные области различаются, совместная жизнь превращается в поток взаимных обвинений (с одной стороны – в приземленности и отсутствии полета мысли, с другой – в невозможности сделать что-либо реальное и витании в облаках). Уважением в таких отношениях и не пахнет.
  2. Зато если совпадают – каждый из них дает партнеру именно то, в чем тот нуждается. Теоретик в лице практика наконец обретает вожделенную трансмиссию, позволяющую воплощать его идеальные построения в действительность. Практик в лице теоретика обретает универсальное навигационное решение (GPS в мире идей), средство для расширения зоны контроля и справочную базу по интересующему вопросу одновременно. Обычно такие отношения проникнуты уважением с обоих сторон.

Задумайтесь о том, как можно применять эти нехитрые принципы в жизни – например, при выборе брачного партнера или строительстве бизнеса.

Идеальный тип

«Практикующий Теоретик» – это идеальный типаж, Зона Контроля которого расширяется за счет зоны теоретического интереса и практически совпадает с ней. Действия практикующего теоретика находятся в Зоне Ближайшего Развития, основаны на понимании причин явлений и ведут к дальнейшему расширению зоны контроля.

Возникает вопрос: почему не все еще стали практикующими теоретиками? Почему этот тип столь редко встречается в реальной жизни?

"Практикующий Теоретик" – это идеальный типаж, Зона Контроля которого расширяется за счет зоны теоретического интереса и практически совпадает с ней.

Важнейшая жизненная задача для теоретика – расширить зону контроля, связать теоретические достижения с реальной жизненной ситуацией. Теоретику не хватает трансмиссии – инструмента, позволяющего связывать зону контроля с зоной исследования, влиять на свое окружение. Самый главный вопрос по жизни для теоретика – «КАК? (это сделать)».

Если бы теоретику такой инструмент предложили, стал бы он отказываться? Разумеется, нет. Но каждый теоретик задаст в ответ вопрос: «да кто же даст мне этот инструмент»? И действительно – никто. Трансмиссия (ресурс для материального воплощения замыслов) завоевывается или нарабатывается самостоятельными усилиями. Почти никогда она не достается от кого-то со стороны.

Теоретику в первую очередь следует полностью отказаться от трансцендентных исследований и заняться анализом своей Зоны Контроля, а после этого –  в обязательном порядке ДЕЙСТВОВАТЬ. Причем, для начала – в своих узко эгоистичных интересах.

Теоретику не нужно дополнительного академического обучения – ему требуется пережить опыт вовлечения в деятельность. Например, на экстремальных или кейсовых (практико-ориентированных) тренингах.

Практику не хватает системности и структуры и опыта осмысленного действия. Самый главный вопрос для практика «ЧТО? (делать)».

Практик отказался бы стать «Практикующим Теоретиком»? Разумеется нет, поскольку это позволило бы существенно расширить зону его контроля. Но практик спросит «что для этого нужно делать»? А для этого требуется отработанный навык анализа причинно-следственных связей.

Практику следует начать АНАЛИЗИРОВАТЬ причины и последствия действий – в первую очередь своих, стихийно сформированных.

И далее – сознательно осваивать навык действовать, основываясь на предварительно продуманном плане.

Практикам подойдут структурирующие (раскладывающие все по полочкам) тренинги, ориентированные на осмысление своей жизненной ситуации и расширение кругозора.

Желаю вам осознать свои сильные стороны и разработать слабые – с тем, чтобы стать практикующим теоретиком. Воплощайте мечты в жизнь. Это стоит того. Правда.


А. С. Безмолитвенный © 2009
Размещение статьи на других ресурсах возможно. С обязательной ссылкой на www.bezmolit.tv
Источник: Практики и теоретики.

 

Примечания.

[1] Принцип Экономии Мышления — положение, по которому критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; введен Махом («Принцип сохранения работы»,1982) и Авенариусом («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил»,1986). Примером реализации данного принципа является так называемая «Бритва Оккама«, которая гласит: «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости», или «бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего»/Оккам Ульям — средневековый английский теолог и философ, преподаватель Оксфордского и Парижского университетов.

[2] Этот подход позволяет четче обозначить разницу между Знаниями, Умениями и Навыками.

Знания – это теоретические представления об объекте исследования, вне зависимости от того, находятся ли они в Зоне Контроля или нет. Об Умениях можно говорить в том случае, когда теоретические представления находятся в Зоне Контроля (совпадают с ней). Навыки это автоматизмы поведения, они могут быть сформированы как сознательно (пример: слепая десятипальцевая печать, вождение автомобиля), так и бессознательно (общение на родном языке). Бессознательно сформированные навыки возникают в тех участках Зоны Контроля, которые не совпадают с Зоной Исследования (Зона Контроля шире, чем  Зона Исследования), сознательно сформированные – в участках совпадения, и представляют собой многократно отработанные на практике Умения.

У теоретика много Знаний, но достаточно мало Умений и Навыков (обратите внимание – в Зоне Контроля он фактически превращается в Практика).

У практика мало Знаний, но достаточно много бессознательно сформировавшихся Навыков.

 

Автор А. Безмолитвенный

ОБ АВТОРЕ: АНТОН БЕЗМОЛИТВЕННЫЙ

<

p style=»text-align:justify;padding-left:120px;»>В 2005 окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет. Кафедра онтологии и теории познания. В 2009 – аспирантура МГУ им. М.В. Ломоносова. Кафедра социальной философии. Проведение корпоративных тренингов. С 2013  года  генеральный директор тренингового центра «Level Up». Частый завсегдатай телеэкранов. Автор многочисленных публикаций и обучающих материалов на темы взаимоотношений и практической психологии в различных изданиях. Пишет рассказы, притчи, этюды и статьи на психологические, социально-философские, эстетические и политические темы.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: