Вам нечего терять, кроме ваших электроцепей!


Из серии статей «Что такое классическое фехтование?»


© Автор статьи: Том Роквел (Tom Rockwell)
© 
Перевод с английского: Андреев И.Ю., 2013

Существует столько же определений классического фехтования, сколько людей его практикующих. Большинство определений фокусируется только на том, чем классическое фехтование НЕ является: НЕ спортивное фехтование, НЕ закидывание клинка, НЕ электрифицированный клинок и т.д.

Я предпочитаю определять классическое фехтование тем, чем оно является.

По моему мнению, классическое фехтование – это занятие фехтованием на рапире, шпаге или сабле в традициях, принятых до введения аппаратуры электрической фиксации укола.

Спортивное фехтование

Отсутствие «умного ящика» вынуждает фехтовать в более обдуманной и взвешенной манере, чтобы судья мог зафиксировать момент укола. Конечно, можно найти много слабых мест в судействе «четырьмя и еще одним слепцами», но, пожалуй, это мало чем отличается от периодически возникающих проблем с электрическим наконечником[1] или мертвой зоной на колете для фехтования на электрорапире. Иногда дополнительная пара глаз бывает очень кстати даже на спортивной дорожке.

Классическое фехтование. Франция, Орлеан.

Классическое фехтование. Франция, Орлеан.

В классическом фехтовании обычно используют французскую или итальянскую рукоятку. Мы склонны рассматривать пистолетную рукоятку более современной, хотя Висконти изобрел ее в конце XIX века после перенесенной травмы руки. Я видел некоторых фехтовальщиков на соревнованиях по классическому фехтованию, использующих ортопедическую рукоятку из-за проблем с артритом руки, и я, скорее, предпочел бы видеть их фехтующими с этой рукояткой, чем не фехтующими совсем.

Спортивное фехтование.

Классическое фехтование — это продолжение многовековых традиций обучения искусству защиты, уходящих корнями в глубину веков. Зарождаясь как банальная дуэль, фехтование тем не менее по-прежнему живо, как жива классическая музыка. Современное фехтование на электрифицированных клинках продолжение тех далеких традиций всего лишь несколько в иной форме.

Кроме электрификации,  классическое фехтование отличает манера и техника исполнения. Несмотря на то что иногда со стороны это выглядят анахронизмом, как бокс в стиле Джона Л. Сулливана, некоторые приемы вполне применимы даже в современном спортивном фехтовании.

Классическое фехтование на рапирах.

Классическое фехтование на рапирах.

Так же как электрификация отделила классическое фехтование от спортивного, преемственность обучения отличает историческое фехтование от классического. Если я фехтую на двуручном мече, рапире, смолсворде, трости, палке, тяжелой или дуэльной сабле и т.д., я отношу это скорее к историческому фехтованию, нежели классическому, потому что изучение его требует использование, а иногда и перевод старинных трактатов, в отличие от непрерываемой от маэстро к маэстро преемственности педагогики обучения, которая наиболее правильно определяет понятие классического фехтования.

Классическое фехтование. Публичное ассо.

Классическое фехтование. Публичное ассо.

По моему мнению, существует две основные точки зрения среди любителей классического фехтования. В первом случае это желание уберечь зал от нашествия поклонников спортивного фехтования. Во втором случае это поиск общих интересов между, казалось бы, «непримиримыми» лагерями.

Лично я за то, что бы нас в фехтовании было больше, а не наоборот.

Спортивные фехтовальщики мира, объединяйтесь с нами!
Вам нечего терять, кроме ваших электроцепей!

footer05

© Перевод с английского: Андреев И.Ю., 2011 — 2013

Оригинал статьи на http://www.rockwellclassicalfencing.com
Перевод статьи разрешен к дальнейшей публикации с указанием первоисточников.
Впервые опубликовано в ноябре 2011 года на onfencing.livejournal.com

Примечание переводчика:

1. Проблема электрического наконечника действительно стоит остро, если не сказать больше. Из личного опыта и опыта моих коллег могу отметить, что вылетающие винтики, деформированная пружинка и отсутствие контакта порой занимают достаточно много времени от общего времени тренировки или тренировочных соревнований, что может вывести из себя видавших виды спортсменов и мастеров.

ОБ АВТОРЕ: ТОМ РОКВЕЛ (TOM ROCKWELL)

ОБ АВТОРЕ: ТОМ РОКВЕЛ (TOM ROCKWELL)
Проживает в США, Нью-Мехико. Увлекается классическим и историческим фехтованием.  Владеет небольшим бизнесом по производству и продаже комплектующих для классического и исторического фехтования: французское и итальянсоке оружие, трости, smallsword. Женат, имеет дочь.
Реклама

2 Responses to Вам нечего терять, кроме ваших электроцепей!

  1. Михаил says:

    Стоит отметить, что основной минус электрофиксации (по мнению автора и переводчика), «проблемы с наконечником» не совсем справедлив.
    Насколько знаю я, наконечник для спортивного фехтования прошел сравнительно долгую эволюцию от просто затупленного острия клинка до, собственно, кнопки. Обуславливалось это стремлением к безопасности и удобности. Проблемы с самим наконечником возникают(по моему опыту), но не настолько часто чтобы занимать очень значимое место в тренировочном процессе.
    Что касается количества судей, то их наличие само по себе добавляет внушительную долю человеческого фактора. Сделать вид, что укола не было, при том что он явно зафиксирован аппаратурой, довольно сложно, да и на крупных соревнованиях по спортфеху уже давно используют в спорных ситуациях видеоповторы.
    Саму идею статьи, «объединение фехтовальщиков», я всецело поддерживаю, несмотря на то что нападки в сторону спортивного фехтования от адептов исторического/дуэльного/классического я читаю и вижу гораздо чаще, чем обратные.

  2. Михаил, спасибо за комментарий.
    Я соглашусь с Вами и добавлю что не все так однозначно. Любая статья — это все-таки субъективное мнение, а некая общая картина уже складывается из целого ряда подобных мнений. В качестве примера, я могу сказать, что за время моего увлечения фехтованием, некоторые мои взгляды претерпевали изменение по мере того, как я получал новые знания и навыки. Это нормально, потому что и есть признак того, что я двигался вперед.
    Устное судейство, как показала нынешняя практика попыток ее воссоздать, действительно не так однозначно, как могло показаться. Объективность судейства зависит не только от честности, но и опыта самих судей. Поэтому на данном этапе электрофиксация, конечно, дает фору. Чтобы произошел обратный процесс, должно быть достаточно много наработок. Возможно ли это? В данном контексте я сомневаюсь.
    Классическое фехтование, а в общепринятом понимании это именно фехтование до ввода электрофиксации, действительно могло бы занять достойное место как ОФП для молодежи и всех любителей фехтования, но для этого нужны энтузиасты, желание и деньги. И того и другого пока слишком мало. Поэтому данный вид остается уделом немногих любителей.
    Что касается взаимопонимания, как мне видится, нападки с обеих сторон обусловлены скорее непониманием и, возможно, неверной интерпретацией, нежели чем просто неприязнью. Я думаю, что если у ребят, идущих в историческое, была бы возможность просто получить базовые знания у профессионального тренера по спортивному фехтованию, как посчастливилось в свое время мне, их взгляды на спортивное фехтование было бы менее критичны. Это сложно в больших городах, а что уж говорить о регионах? А жаль, потому что таких людей осталось не так много — подлинных мастеров и тренеров, прошедших действительно классическую школу спортивного фехтования.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: