«Фехтование: от дуэльного к спортивному» Вильям Гоглер


Оригинальное название «From Duelling To Fencing»
Серия “Эти великие итальянцы”.

Итальянский мастер фехтования Аурелио Греко.

«Сolpire Senza Essere Colpito»


© Автор статьи: William M. Gaugler
© 
Перевод с английского: Андреев И.Ю., 2013

Когда и как дуэльное фехтование внезапно стало обычной спортивной игрой и есть ли между ними связь? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, нам придется обратиться к художественным и литературным свидетельствам исторических эпох. Сегодня самым ранним изображением фехтования как спортивного состязания или игры, а не  военно-прикладного фехтования, дуэльного или военного искусства, можно назвать…

Martial arts hieroglyphs

Египет — древние Фивы. (В списке мирового наследия UNESCO, 1979). Барельеф в храме Мединет Хабу, построенном Рамзесом III (1160 год до н.э.). Источник фото: http://flickrhivemind.net/Tags/hieroglyphe/Interesting

…барельеф в храме Мединет Хабу, построенном Рамзесом III (1160 год до н.э.), на котором изображены фехтующие люди, которые вооружены чем-то похожим на трости, с ручкой и защитой для кисти руки, как на сабле. Очевидно, что бойцы участвуют не в военном поединке и используют тренировочные мечи, возможно изготовленные из дерева с рукоятками из кожи. Также известно, что значительно позже солдаты и гладиаторы Рима также использовали тренировочное оружие. Действительно школы гладиаторов процветали в Риме, начиная с Республиканского периода и далее. Гай Светоний Транквилл (Divus lulius I.26.3) в своих записках упоминает, что Цезарь обучал новичков не в школах гладиаторов у профессиональных бойцов, а частным образом у римских легионеров и сенаторов, владеющих соответствующими боевыми искусствами. Обучение навыкам владения оружием стало формироваться как процесс преподавания ряда дисциплин в организованном порядке с использованием практических занятий на тренировочном оружии.

Но это не единственные примеры из истории. По-видимому, тренировочный меч использовался в Средние века во время упражнений по фехтованию наподобие тех, что изображены в книге Tower Fechtbook (I-33). Это пособие по фехтованию, написанное на латинском языке с использованием некоторых немецких слов, определяет поединок как последовательность различных ударов. Таким образом, данный средневековый источник можно назвать наиболее ранним доказательством существования некой программы обучения, необходимой для развития навыков ведения поединка на холодном оружии. Интересно, что немецкий термин langort [1] в Tower Fechtbuch может быть найден позже в учебнике по фехтованию, написанном Якобом Сютор (Jakob Sutor) в 1612 году. Те или иные фехтовальные термины могли оставаться неизменными на протяжении веков, как, например, в случае с итальянскими словами fendende и stoccata.

Дюссак. Позиция "Langort" по Майеру. 1600 год.

Дюссак. Позиция Langort по Майеру. 1600 год

Также следует отметить, что существует тесная взаимосвязь между развитием фехтования в Италии и Германии, она четко прослеживается начиная с эпохи правления Фредерика II Гогенштауфена в XIII веке, когда немецкие войска заняли итальянский полуостров и Сицилию, сражаясь и практикуясь в верховой езде и фехтовании. Но рукописные свидетельства появляются только в начале XV века, когда мастер Fiore de’Liberti рассказывает о своем обучении у  итальянских и немецких мастеров, и в частности, у магистра Йохана dicto suveno (Johane dicto suveno), который в свою очередь обучался у Николы де Тоблем (Nicholai de Toblem):

“dante plenariam notitiam sum adeptus expertorum magistrorum exemplis multifariis et doctrina ytalicorum ac alamanorum Et maxime a magistro Johane dicto suueno qui fuit scholaris magistri Nicholai de toblem mexinensis diocesis”.

Среди дошедшей до нас литературы, относящейся к XIV веку, достаточно письменных свидетельств того, что итальянские мастера фехтования систематизировали и классифицировали фехтовальные действия на рапире, разработав понятную методику, двигаясь от простого к более сложному, включая систему парад-рипоста и контратаки. Аккиле Мароццо (Achille Marozzo) в 1536 году в своей работе рекомендует мастеру начинать обучение учеников, демонстрируя им с помощью буквенных обозначений (segno) все основные уколы и удары (tutte botte principal), поскольку именно из них, как Мароццо утверждает, формируются все остальные движения. Чтобы помочь читателю лучше понять классификацию действия в нападении и позиции защиты, Анжело Виджани (Angelo Viggiani) в своей работе Lo Schermo (1575 год) приводит список основных ударов, уколов и позиций, сгруппированных в виде корней и ветвей на схематичном дереве фехтовальных действий. Например, на дереве базовых ударов и уколов, удары показаны на левой ветви, а уколы на правой. А упоминание специально затупленного (тренировочного) оружия, используемого для обучения, появилось впервые в манускрипте Камилло Палладини (Camillo Palladini) в 1560 году, в котором он называет тренировочнный меч как spada da gioco [2], и в тексте Виджани, где тренировочный меч упоминается как spade de marra, в противоположность заточенному мечу, который именуется как spade da filo.

Angelo Viggiani dal Montone

Angelo Viggiani dal Montone

В XVII веке Франческо Марчелли (Francesco Marcelli, 1668 год) упоминает тренировочную рапиру (smarra) и просто рапиру (fioretto). [3] А к началу XIX века термин smarra уже обозначает скорее тяжелую тренировочную рапиру (heavy foil), нежели обычную рапиру для тренировки. Розарол Скорца (Rosaroll Scorza) и Пьетро Гризетти (Pietro Grisetti, 1803 год) рекомендуют много практиковаться в свободных поединках ассо для отработки техники фехтования и рассказывают о публичных (показательных) фехтовальных поединках — accademie, на которых главный распорядитель наделяется церемониальной тяжелой тренировочной рапирой — smarra,  по-видимому, в качестве символа своей школы. Бласко Флорио (Blasco Florio, 1844) также обращает внимание на accademie и на более тяжелую рапиру — smarra, которую, по его утверждению, студент должен использовать во время урока и более легкую рапиру (видимо foil/fioretto) во время ассо. Он считает, что мастер должен использовать на уроке только легкую рапиру — fioretto, потому что smarra будет для него тяжела и утомительна для успешного проведения урока. И наконец, Масаниелло Паризе (Masaniello Parise,  1884 год) в обсуждении показательных поединков accademia, которые он называет не иначе как “артистическое шоу” (mostra artistica), также отмечает, что главный распорядитель встречи использует smarra. Затем он поясняет в сноске, что до недавнего времени во время урока использовали рапиру (foil/fioretto), которая тяжелее используемых на ассо, и ее назвали smarra, чтобы различать два вида тренировочных рапир.

Изготовлено Деннисом Грейвс (Dennis Graves) "No Quarter Arms", США.<br />Клинок от "Darkwood Armor".

Итальянские рапиры smarra, которые уже нашли своих хозяев. Изготовлено Деннисом Грейвс (Dennis Graves) «No Quarter Arms», США. Клинок от «Darkwood Armor».

От редактора: в настоящее время smarra часто упоминается как эквивалент дуэльной итальянской рапиры. См. дальше [11]

Еще один интересный вариант итальянской рапиры smarra с усиленным эфесом. Изготовлено Деннисом Грейвс (Dennis Graves) "No Quarter Arms", США.

Еще один интересный вариант итальянской рапиры smarra с усиленным эфесом. Изготовлено Деннисом Грейвс (Dennis Graves) «No Quarter Arms», США.
Клинок от «Darkwood Armor».

Итальянская рапира. Изготовлено Деннисом Грейвс (Dennis Graves) "No Quarter Arms", США.

Эта же рапира. Обратите внимание на усиленные сдвоенные арчетти (archetti) или по-французски па-дан. Изготовлено Деннисом Грейвс (Dennis Graves) «No Quarter Arms», США.
Клинок от «Darkwood Armor».

Проанализировав сохранившиеся трактаты по фехтованию, можно утверждать, что методика обучения дуэльному фехтованию ничем не отличалась от методики обучению показательному и спортивному фехтованию. В обоих случаях использовалась единая методика. Но дуэльная практика в итоге оставила себе самые эффективные приемы: сложные движения исчезли вместе с их изобретателями. Но основной принцип фехтования остался неизменным:

«поразить не будучи пораженным» («colpire senza essere colpito»).

Итальянское влияние на развитие фехтования начиная с XVI века и вплоть до XVIII века было вне всякого сомнения  огромным. Итальянские мастера обучали фехтованию на рапире по всей Европе, в то время как зарубежные мастера фехтования, такие как, например, немецкий мастер Йоахим Майер (Joachim Meyer) стремились к обучению в Италии. Несмотря на то что немецкие преподаватели фехтования обладали навыками работы с двуручным мечом (lange Zwiehander), рапира также требовала специальных навыков и знаний, и Майер опубликовал в 1570 году то, что ему удалось изучить  в Италии. На иллюстрациях изображены фехтовальная школа, уроки фехтования и студенты, делающие укол рапирой на выпаде. Укол направлен в центр мишени, которая включает в себя различные линии атаки для ударов, наподобие той, что Мароццо (Marozzo) изобразил в своем труде, и пол помеченный нарисованными следами для указания движения или положения впереди стоящей ноги на выпаде. Другая иллюстрация в книге Майера изображает пару фехтовальщиков, занятых тренировочным фехтованием с использованием затупленных рапир.

Увлечение европейскими интеллектуалами в эпоху Ренессанса всем итальянским в искусстве, архитектуре и музыке  вероятно способствовало распространению итальянской методики фехтования и фехтовальной терминологии. Итальянские мастера фехтования ценились в ту эпоху высоко. Во Франции обучали фехтованию при дворе Карла IX, в Англии трактат Джакомо ди Грасси (Giacomo di Grassi) был переведен на английский в 1594 году, Винсенто Савиоло (Vincentio Saviolo) обучал в Лондоне, где он опубликовал свой труд в 1595 году. На следующий год Вильям Шекспир вместе с партнерами  арендовал школу фехтования, которую они использовали как часть Блэкфрайерс-театра. То, что Шекспир был знаком с терминологией итальянского фехтования  и неплохо владел рапирой, ярче всего прослеживается в двух его трагедиях: “Ромео и Джульетта” и “Гамлет”. В “Ромео и Джульетта” Меркуцио, услышав оскорбления Тибальта в адрес Ромео, говорит:

“O calm, dishonourable, vile submission! Alla stoccata carries it away.» [4]

Потом Ромео пытается остановить поединок и становится между Меркуцио и Тибальтом, что позволяет Тибальту нанести смертельный укол своему оппоненту. Меркуцио, умирая, зовет Тибальта:

«…a braggart, a rogue, a villain, that fights by the book of arithmetic!» [5]

Эта фраза безошибочное указывает на научную подоплеку итальянского фехтования. Камилло Агриппа (Camillo Agrippa, 1553 год) напишет, что фехтование определяется точками, линиями, временем, дистанцией и тому подобное, и что это следует из математических и геометрических правил. В трагедии “Гамлет” Шекспир изображает фехтовальный поединок между Гамлетом и Лаэртом, который предположительно должен быть на тренировочных рапирах, “Рапира и кинжал” (Rapier and dagger) предусмотрены в качестве оружия для этого поединка. [6] И когда участники выбирают оружие, Лаэрт первым обращает внимание на то, что оружие слишком тяжелое, но Гамлету нравится его выбор и он спрашивает:

“Эти рапиры одной длины?”

Поединок Лаэрта и Гамлета. В роли Гамлета народный артист СССР И. Смоктуновский.

Поединок Лаэрта и Гамлета. В роли Гамлета народный артист СССР И. Смоктуновский.

Таким образом, вес и одинаковая длина клинков, критичные на дуэли и в спортивном фехтовании, также имеют значение для Лаэрта и Гамлета, и Шекспир использует в данном случае термин “тренировочная рапира” (foil). Это наиболее раннее упоминание слова “foil” в английском языке. Во время поединка подсчитываются уколы, и когда Гамлету засчитывают его туше, Озрик, исполняющий роль распорядителя поединка, просит судью подтвердить действительность укола и судья отвечает:

“Удар, отчетливый удар” («A hit, a very palpable hit.») [7]

Одни из самых знаменитых итальянских мастеров появляются в XVII веке вот их имена: Марко Дoчелини (Marco Docciolini), Сальватор Фабрис (Salvator Fabris), Николетто Джиганти (Nicoletto Giganti), Ридольфо Капо Ферро (Ridolfo Capo Ferro), Франческо Алфери (Francesco Alfieri) и Франческо Марчелли (Francesco Marcelli). Их учения по фехтованию на рапире можно смело назвать основой современного спортивного фехтования: предпочтение отдается только рапире (spada sola) и уколу перед рубящим ударом. Хотя в то время используется и другое оружие, но оно постепенно выходит из моды и повседневного употребления: двуручный меч (spadone), крюк (roncha), протазан (patesanone), алебарда (allabarda), метательное копье (javelin), пика (pica).

Варианты форм наконечников древкового оружия.

Варианты форм наконечников древкового оружия.

Чтобы познакомиться с фехтовальными поединками в Париже в XVIII веке, можно обратиться к биографии Доменико Анжело Мальвеотти Тремамондо (Domenico Angelo Malevolti Tremamondo), который родился в 1716 году в Ливорно, в богатой семье торговца и обучался сначала фехтованию у Андреа Джанфалькони (Andrea Gianfalconi) в Ливорно, потом у Тейлагори (Teillagory) в Париже. Его методика фехтования получилась из смеси итальянского и французского стилей. Будучи в Париже Анжело по настоянию герцога де Невера участвовал в серии показательных фехтовальных поединков против нескольких мастеров фехтования. На одном из званых обедов Анжело знакомится с английской актрисой Маргарет Воффингтон (Margaret Woffington), которая пожелала впоследствии поприсутствовать на фехтовальных выступлениях Анжело. И вот перед одним из поединков на глазах у всей публики она дарит ему маленький букетик роз (бутоньерку).[8] Он принимает подарок в свойственной ему галантной манере, прикрепляет его слева на груди и объявляет своим оппонентам, что будет защищать сей букетик чудных роз и никто из ни разу не сможет дотронуться до него даже кончиком рапиры. Анжело сдержал свое обещание, поскольку ни один из оппонентов не потревожил ни единого лепесточка.

В общем, век XVIII можно назвать веком французского фехтования, особенно если судить по количеству изданных в то время учебников фехтования. Конечно, там были и известные итальянские мастера, такие как, например, Франческо Скорца (Francesco Scorza) и Томмасо Боско э Фучиле (Tommaso Bosco e Fucile). Но французское влияние становится все сильнее и в особенности с появлением малой шпаги (smallsword) — гражданского оружия, чаще всего используемого как аксессуар джентльмена. Легкая тренировочная рапира (fleuret), и относительно легкая малая шпага использовались на дуэлях, позволяя делать быстрые движения оружием: многочисленные финты (feint) и переносы (coupe). В конечном итоге, во французском стиле фехтования появилась отчетливая разница между дуэльным и спортивным фехтованием и как результат — фехтование во французских школах окончательно дистанцируется от обучения навыкам, требуемым для дуэльной практики. Но в отличие от сложившейся ситуации во Франции, в Италии система обучения дуэльному и спортивному фехтованию остается единой, с акцентом на простоту действий.

Репродукция. Итальянская рапира smarra и французская рапира. По материалам http://trovaredispada.com/

Репродукция. Итальянская рапира smarra и французская рапира. По материалам http://trovaredispada.com/

Дуэли встречаются в течение всего XIX века. История изобилует примерами проявления большого искусства среди мастеров фехтования таких, как, например, Жан-Луи Мишель (Jean-Louis Michel), по происхождению мулат, родом с берегов острова Эспаньола. Этот удивительный фехтовальщик и солдат удачи, будучи на службе у Наполеона Бонапарта, был втянут в дуэль одним острословом, который публично заявил, что у фехтовальщиков подобных Жану-Луи поубавилось бы прыти, если бы они заменили свои тренировочные рапиры на острые шпаги. После того как это было сказано несколько раз, терпению Жана-Луи пришел конец и он вызвал наглеца на дуэль, но с условием: его оппонент будет использовать острую шпагу, в то время как Жан-Луи будет держать в руках только тренировочную рапиру. Офицер естественно согласился. Однако, во время дуэли Жан-Луи спокойно парировал каждый из отчаянных выпадов противника до тех пор, пока его оппонент не исчерпал все свои возможности, после чего Жан-Луи, отразив очередную атаку, тут же ответил с переносом клинка с такой силой, что его противник упал наземь, корчась от боли. Больше о горе-шутнике никто и никогда не слышал. [9]

Но первое место в череде отважных похождений Жана-Луи, которые действительно стали легендарными, можно отдать знаменитому “поединку тридцати”, произошедшему в 1814 году, когда французская армия была расквартирована в Испании. Поводом послужила ссора, вспыхнувшая между солдатами Тридцать второго полка в составе французских войск и солдатами Первого полка, состоявшего преимущественно из итальянских солдат. Офицеры договорились урегулировать ссору за пределами Мадрида, проведя несколько дуэлей перед всей армией между пятнадцатью смельчаками от каждого из полков во главе с мастерами клинка Жаном-Луи с французской стороны и Джакомо Феррари с итальянской. Победитель должен продолжать сражение до тех пор, пока он не будет ранен или убит. После чего на его место встает следующий участник “карусели”. В следующие 40 минут Жан-Луи 27 выпадами убивает трех и ранит десятерых. Когда его коллеги пытаются отговорить уставшего Жана-Луи от продолжения дуэли, мастер от волнения случайно ранит одного из своих товарищей. Это было всеми присутствующими воспринято как знак с небес, что достаточно пролито крови. Военная комиссия после консультаций прекращает дуэль и объявляет, что честь соблюдена и условия выполнены. Солдаты обоих полков обнимаются друг с другом в знак примирения. [10]

Спортивно-показательные фехтовальные поединки были популярны в Париже в XIX веке. Примером такого поединка можно назвать встречу, произошедшую в 1816 году между мастером фехтования Луи-Жюстин Лафужером (Louis-Justin Lafaugère) и графом  Бонди (Comte de Bondy), префектом департамента Сен. Жан-Луи Мишель был приглашен председательствовать на этом поединке, который посетили все знаменитости Парижа. Де Бонди, будучи самонадеянной личностью, удивил Лафужера своим появлением на фехтовальной дорожке в белом батистовом кружевном наряде. И когда Лафужер вежливо поинтересовался, не слишком ли тот нарядно выглядит для подобного случая, граф ответил, что этого достаточно для поединка с человеком, владеющим навыками фехтования на уровне Лафужера. Когда поединок был окончен, весь пол был усеян ошметками некогда превосходных кружев Де Бонди, которые по частям методично были сорваны шпагой Лафужера. Граф проиграл с разгромным счетом 50:3. Очень расстроенный и без единого слова, он покинул общество и направился домой, где и провел несколько дней в уединении.

Сложность французского стиля фехтования на рапирах и их отличие от дуэльного фехтования в конечном итоге привело к развитию фехтования на шпагах, которое сначала подверглось осуждению некоторыми известными мастерами фехтования, назвавшими фехтование на шпагах “проституцией фехтовального искусства”. Учебник по технике фехтования на рапирах, изданный Посселье (A.J.J. Posselier) в 1845 году, представлял собой типичный набор богатого и выразительного комплекса действий с рапирой, применяемых в парижских школах фехтования. В частности, в нем содержалось 14 сложных атак с финтами, из чего у него следовало заключение, что на основании этих атак можно сделать 168 различных выпадов. Но Карделуа (Cordelois) в 1862 году, который начал свою карьеру фехтовальщика еще в 1817 году, убеждал, что действия, состоящие из нескольких финтов, крайне опасны, потому что они вызывают оппонента на выполнение контратаки.

Джузеппе Радаэли (Giuseppe Radaelli). Стойка в Second и защиты "пятая", "шестая" и "первая". Из учебника Радаэли.

Джузеппе Радаэли (Giuseppe Radaelli). Стойка в Second и защиты «пятая», «шестая» и «первая». Из учебника Радаэлли.

Военные школы фехтования как в Италии, так и во Франции играли важную роль в стандартизации методов обучения, которые должны были обеспечить подготовку как для дуэльного, так и для спортивного фехтования. Во времена Королевства Сицилии (1130-1861) военные школы фехтования существовали в Палермо и Мессине и еще две были добавлены королевским ордонансом в 1851 году в Капуа и Казерте под руководством маркиза di Chiuppeto (район в Италии) — Марио дель Туфо. В каждой школе был факультет под руководством пяти мастеров, выбираемых директором школы. Затем в 1856-м другой ордонанс увеличил количество школ, добавив школы в Неаполе и Гаэта. А к 1868 году военные школы фехтования были также основаны в Модене, Парме и Милане под руководством, соответственно Чезаре Генриетты (Cesare Enrichetti), Алессандрино Гоберти (Alessandrino Gioberti) и Джузеппе Радаэли (Giuseppe Radaelli). В конце концов в 1884 году после ожесточенного соперничества между севером и югом Италии, вызванным проявлением национализма и неприятием зарубежного влияния, было создано руководство по единой системе военного фехтования, в котором использовалась южная методика преподавания и в основу была положена работа молодого мастера фехтования Национальной академии фехтования в Неаполе Масаниелло Паризе (Masaniello Parise). Северные военные школы фехтования были закрыты и Паризе был назначен директором Военной школы мастеров фехтования (Scuola Magistrale Militare di Scherma) в Риме.

Итальянские мастера фехтования. Слева направо: Идало Санселли, Аджесилао Греко, Масаниело Паризе, Винченцо Дросси, Анжело Торичелли.

Итальянские мастера фехтования. Слева направо: Идало Санселли, Аджесилао Греко, Масаниело Паризе, Винченцо Дросси, Анжело Торичелли. По материалам http://www.trovaredispada.com/

Военная академия фехтования в Жуанвиль-Ле-Понт (Military Fencing Academy at Joinville-le-Pont) во Франции была основана в 1872 году. Ее методика обучения от 1877 года, а впоследствии «Регламент по фехтованию» (Reglement d’escrime) 1908 года стали базовым руководством для обучения фехтованию военных и гражданских. Практически каждая книга, изданная во Франции в XX веке, базировалась на учебнике по фехтованию для обучения военных 1908 года издания.

Аджесилао Греко (Agesilao Greco). Итальянский мастер фехтования.

Аджесилао Греко (Agesilao Greco). Итальянский мастер фехтования.

Для итальянских мастеров фехтования XIX столетия понятие sword (в данном контексте использется как понятие “оружие”- прим. пер.) использовалось для определения руководства по технике фехтования на легких рапирах (foil), так как foil было тренировочным оружием. Масаниело Паризе издает учебник «Trattato teorico pratico della scherma di spada e sciabola» в 1884 году, Фердинандо Масиелло (Ferdinando Masiello) издает пособие «La scherma italiana di spada e di sciabola» в 1887 году. В более позднем издании 1902 года эта же работа Масиелло по spada, но уже без упоминания сабли, выходит под названием «La scherma di fioretto». Таким образом, итальянцы в отличие от французов попросту рассматривали рапиру foil как тренировочную. Это отметил французский мастер фехтования Лорент (Laurent), который докладывал в «Société d’Encourangement de l’Escrime», что в фехтовальном зале и на дуэли итальянский фехтовальщик использует одинаковое оружие с тем же типом рукоятки и гарды. Отличие было только в клинке, поскольку для дуэльной рапиры использовали более прочный клинок. Получалось, что итальянцам, привыкшим к  использованию одинакового оружия в обоих случаях, не требовалось изучать по фехтованию чего-либо дополнительного, кроме того, что они уже регулярно практиковали на рапирах в фехтовальных залах. Насколько было популярным дуэльное фехтование в Италии XIX века, можно узнать из статистки, отраженной в журнале Pall Mall Gazette от 6 октября 1890 года. Мы видим, что между 1879 и 1889 годами было порядка 2 759 дуэлей, из которых 93% были на холодном оружии, а остальные на пистолетах. Ранением закончились 3 901 дуэлей, из которых 1 066 с достаточно серьезными и 50 дуэлей с летальным исходом.

Известный мастер клинка Аурелио Греко (Aurelio Greco) в 1907 году объяснил разницу между фехтованием на шпагах и рапирах. Он отметил, что фехтование на рапирах несет условное значение и имеет ограниченную зону поражения. Оно содержит много сложных действий, которые возможны только с этим видом оружия. Эти действия требуют долгих лет тренировки, в то время когда фехтование на шпагах исключало все лишние и неэффективные действия и приемы.

Жан Жозеф-Рено (Jean Joseph-Renaud), один из первых ценителей фехтования на шпагах и дуэлянт, в 1911 году по-прежнему включал в свои излюбленные приемы один из тех, что хорошо подходят для фехтования на рапирах, но опасен для использования на шпагах — двойной финт, выполненный переводом и последующим переносом (doppia finta di cavazione e cavazione angolata). В основе переноса лежит движение пальцев и сгибание вооруженной руки в лучезапястном и локтевом суставах вверх и на себя в виде небольшого замаха для перехода клинка через острие оружия оппонента, завершаемого выпрямлением вооруженной руки вперед и уколом прямо. Не удивительно, что во время своего знаменитого поединка на шпагах с Аджесилао Греко (Agesilao Greco), братом Аурелио Греко, в 1911 году в цирке Nouveau Cirque в Париже, Жозеф-Рено был ранен более опытным итальянским оппонентом. Причиной тому было одно из основных тактических нововведений братьев Греко в фехтовании на шпагах — вытягивание вооруженной руки в сторону оппонента, постоянно угрожая ему острием клинка и не позволяя приближаться.

Алдо Нади. Выпад (Lunge). Из книги "On Fencing", автор Алдо Нади.

Алдо Нади. Выпад (Lunge). Из книги «On Fencing», автор Алдо Нади.

В заключение, можно отметить, что теория и практика в общих чертах одинаковы для дуэльного и спортивного фехтования. Алдо Нади (Aldo Nadi), один из самых талантливых фехтовальщиков XX столетия и волею судеб дуэлянт, в 1943 году отметил:

“Задача дуэлянта — ранить соперника как можно быстрее… в то время как цель фехтовальщика в спорте — коснуться оппонента клинком, опережая хотя бы на долю секунды до того момента, как оппонент коснется его своим.  На дуэли фехтовальщик должен быть крайне внимательным и исключительно скупым на действия, что по сути является незначительной частью того, чему он научился, изучая науку фехтования”.

↑Наверх↑

footer02

© Автор статьи: William M. Gaugler
Заслуженный проф. Классических искусств и археологии университета Сен-Джоуз, США;

маэстро Фехтовальных искусств, Национальная академия фехтования в Неаполе, Италия
© Перевод с английского: Андреев И.Ю., 2013

Комментарии переводчика: .

1. «Лангорт» («Langort») стойка в немецкой школе фехтования. В данной стойке клинок находится в вытянутой руке фехтовальщика, угрожая оппоненту. Впервые термин появился в книге книге Tower Fechtbook (I-33) или, как еще ее называют, Royal Armouries Ms. I.33.

2.spada da gioco — дословно “играть мечом”, ит.

3. Надо отметить, что в отличие от русского, в английском языке эти два типа рапиры также называются по-разному, а именно: practice rapier и smarra, но foil и fioretto. В настоящее время слово foil используется для обозначения спортивной рапиры с гибким клинком квадратного сечения.

4. Один из вариантов перевода:

“О, низкое, бесчестное смиренье! Рапирою заглажу этот срам.” Акт 3, сцена 1. К сожалению, в переводе на русский терминология теряется. Формально это наверное и верно, поскольку суть трагедии в другом. Но с точки зрения передачи внезапной дуэльной сцены, как неотъемлемом атрибуте того времени, конечно смысл несколько утерян.

Stoccata (быстрый удар) — выполняется из положения рука опущена вниз (ленивая рука), боевым лезвием вниз ладонь внутрь, поднимающимся под защиту противника ударом.

Как вариант можно еще привести следующую фразу, когда Меркуцио говорит: “Come, sir, your passado”.

В переводе это звучит так: “Котище, подавай свои финты!”

В теории Passato или Pasato sotto это останавливающий укол, который производится путем движения ноги назад с одновременным наклоном тела вперед настолько, насколько это возможно с опорой левой рукой о землю. С финтом ничего общего нет.

5. Один из вариантов перевода:

“Бахвал, подлец, прохвост, фехтующий по книжке…” Акт 3, сцена 1. У. Шекспир, “Ромео и Джульетта”

На самом деле в оригинале говорится о книге арифметики, что является очень важным моментом для характеристики фехтования и его восприятиея в то время.

6. “Поединок на рапирах и кинжалах при датском дворе в Средние века конечно же такая же нелепость, как и поединок на шпагах в театральном спектакле, но если роль актера состоит в том, чтобы воплощать замысел автора, то поистине удивительно, что этой сцене никогда не уделяли большего внимания”.

Эгертон Кастл, “Школы и мастера фехтования”.

7. “Удар, отчетливый удар.” У. Шекспир, “Гамлет”, пер. М. Лозинского

Здесь в очередной раз следует отметить, что точнее говорить укол. Очень часть, слово hit в русском языке  переводится как удар. Прослеживается явная проблема с этимологией слова “укол”, которое в данном контексте используется переводчиками крайне неохотно.

8. Бутоньерка (фр. boutonnière — цветок в петлице) — один или несколько цветков или бутонов (обычно гвоздики или розы) в петлице, аксессуар мужского костюма.

Сейчас бутоньерку носят только редкие индивидуальности, подчеркивающие свой стиль. Во времена Французской революции красная гвоздика в петлице дворян, поднимавшихся на эшафот, символизировала их бесстрашие. Начиная с 40-х годов XIX века красную гвоздику стали носить представители рабочего движения на политических демонстрациях, так называемых маевках, когда красные флаги были под запретом.

В начале XIX века бутоньерка стала опознавательным знаком праздных денди. Без цветка в петлице, например, не появлялся на публике Оскар Уайльд. В настоящее время бутоньерка встречается в праздничном мужском костюме (например, на свадебных торжествах, на танцевальных балах).

9. Кто знает. Может быть именно этот исторический сюжет и лег в основу финального поединка дона Хайме Астарлоа в бессмертной работе Артуро Перес-Реверте «Учитель фехтования».

10. а) Впоследствии этот пример стал чуть ли не приговором всей итальянской системе фехтования, устами тех, кто усмотрел в нем доказательство превосходства французской школы над итальянской.

б) Также, вероятно, это один из примеров, послуживших в наше время основой для экранизации дуэлей, носящих название «карусель», когда каждый из дуэлянтов должен по очереди драться сразу с несколькими оппонентами, до тех пор пока не останется на ногах только один или никого.

11. Если честно, автор перевода не нашел явного упоминания итальянской рапиры smarra именно как дуэльной, кроме того, что уже было сказано выше Гоглером. Поскольку smarra представлена нам автором как более тяжелая тренировочная рапира, то можно предположить, что отнеся эту тяжесть на счет более прочного и менее гибкого клинка, а также более усиленной гарды — всех атрибутов дуэльной рапиры или шпаги — современники назвали дуэльную итальянскую рапиру также smarra. Если у автора перевода появится на этот счет дополнительная информация, он обязательно ей поделится с вами.

↑Наверх↑

ОБ АВТОРЕ:

ВИЛЬЯМ ГОГЛЕР (WILLIAM M. GAUGLER)

(5 августа 1931 — 10 декабря 2011) Вильям М. Гоглер, почетный профессор классического искусства и археологии, директор программы подготовки тренеров по фехтованию в Калифорнийском Государственном университете Сен-Джоуз, единственном университете США, занимающемся подготовкой и сертификацией тренеров по фехтованию.

Проф. Гоглер обучался фехтованию у маэстро Альдо Нади, чемпиона по фехтованию Италии; маэстро Умберто Ди Паола, директора подготовительных курсов мастеров фехтования в Национальном Институте физической подготовки в Риме и маэстро Джорджио Пессина, Президента Ассоциации мастеров фехтования, членом которой впоследствии стал и сам Вильям Гоглер. Получил Диплом Маэстро фехтования в Национальной академии фехтования в Неаполе, Италия.

Проф. Гоглер автор книги The Science of Fencing, посвященной изучению итальянской системы фехтования на рапире, шпаге и сабле, а также Dictionary of Universally Used Fencing Treminilogy, книге, посвященной терминологии, используемой в фехтовании.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: