«Защиты не существует» или Итальянская фехтовальная сабля XIX века


Серия «Эти великие итальянцы».

"Защиты не существует" или Итальянская фехтовальная сабля XIX века. Андрей Левин.

«Защиты не существует»


© Автор статьи: Андрей Левин, 2009
Фотоматериалы: Андреев И.Ю., 2013

«Защиты не существует» — именно так во второй половине XIX века говорил про саблю Джузеппе Радаэлли, мастер фехтования из Милана, директор Военной школы фехтования Милана и учитель ведущих фехтовальщиков Италии следующего поколения: Сальваторе Пекораро, Карло Пессины, Луиджи Барбазетти.

Джузеппе Радаэлли (1833-1882)

Джузеппе Радаэлли (1833-1882)

Под этой короткой фразой подразумевается факт, что хорошо подготовленная и задуманная атака, выполненная с должной скоростью и с нужной дистанции, не может быть парирована. Об этом отлично известно спортсменам-саблистам и их тренерам. Саблей легко атаковать и трудно защищаться, что вынуждает господ из Международной федерации фехтования время от времени менять правила, чтобы хоть как-то сдержать атакующую мощь спортивной сабли.

Впрочем, в боевом смысле сейчас эта «мощь» достаточно условна. Современная спортивная сабля появилась в начале XX века, и гордое имя досталось ей по наследству от старших сестер. Спортивные правила ограничивают ее вес 500 граммами, на практике вес сабли в руке спортсмена составляет порядка 300 грамм. Ширина клинка в «боевой части» не превышает 5 мм. «Глупая, легкая игрушка!», отзывался о таких саблях капитан Альфред Хаттон, боевой офицер Викторианской эпохи, блестящий фехтовальщик и учитель фехтования. Коллекционер и писатель, он посвятил свою жизнь изучению и возрождению традиций и техник Европейского фехтованияСабля — инструмент войны, но примерно с середины XIX века для ношения с формой вне строя, а также для офицеров инфантерии, артиллерии и т. д., военные умы Европы разработали сабли другого образца. Клинки этих сабель, как правило, были такой же длины, как у боевых, но их ширина стала гораздо уже, плюс толщина клинка уменьшилась. Ко всему прочему, клинки некоторых новых моделей сабель подозрительно выпрямились.

Из книги "Искусство дуэльной сабли" ("The Art of the Duelling Saber"), перевод с итальянского оригинальной работы Радаэлли. Автор Кристофер А. Хольцман.

Из книги «Искусство дуэльной сабли» («The Art of the Duelling Saber»), перевод с итальянского оригинальной работы Радаэлли. Автор Кристофер А. Хольцман.

Военные — народ энергичный, и в свободное от службы время эта энергия частенько выливалась в разногласия между господами, с последующей дуэлью до первой крови или до смерти. Тут и пригодились облегченные сабли. Дуэльные кодексы подразумевают равенство условий, и вот для дуэлей разработаны специальные сабли. La Sciabola da Terreno, скажут итальянцы. Буквально сабля для земли, ведь где еще проводить поединки чести? Или дуэльная сабля, сабля для боя. В русской языке такие сабли стали называться эспадронами, это имя впоследствии перешло на спортивную саблю и употреблялось до середины XX в.

Дуэль на саблях конца XIX века.

«Дуэль на саблях конца XIX века. Один из дуэлянтов был убит отсечением… . Имена и место дуэли неизвестны». По понятным причинам часть фотографии заретуширована редактором. По материалам сайта http://www.fencing.net/

Общепризнанным отцом итальянской школы фехтования на дуэльных саблях стал уже известный нам мастер Джузеппе Радаелли. Хотя нельзя не отметить и ряд других мастеров фехтования Италии, в частности, Витторио Ламбертини, ученика знаменитого мастера из Болоньи Луиджи Зангери (Luigi Zangheri). Первый труд Радаэлли по сабле был издан в 1868 году. А официальный трактат, одобренный Военным Министерством, был опубликован в Милане в 1876 году. В написании трактата Радаэлли помогал некий капитан С. Дель Фрате (S. Del Frate). Издание 1876 года также содержало отдельную часть по фехтованию шпагой (тренировочной рапирой). Обе части, по фехтованию саблей и шпагой, включали разделы по теории и практике. Как бывший военный и учитель фехтования в Военных школах, Джузеппе Радаэлли придавал большое значение силе удара саблей. Он пишет, что оружие должно крепко сидеть в руке, а удары следует наносить вращением руки в локтевом суставе, при закреплении лучезапястного. Удары, наносимые таким образом по окружности, получили название мулинеты, или мельница по-русски.

Капитан Сеттимо Дель Фрате (Settimo Del Frate).

Капитан Сеттимо Дель Фрате (Settimo Del Frate).

Тело фехтовальщика также принимало участие в производстве удара, увеличивая его силу. Для обучения фехтованию Радаэлли предложил модель достаточно легкой, слегка изогнутой сабли с закрытой гардой. Гарда имела дужку для защиты пальцев, которая соединялась с противовесом-навершием на рукоятке сабли. Дополнительно, к гарде с двух сторон крепились металлические прутки, изогнутые полукругом. Они соединяли широкую часть гарды с узкой частью дужки, возле навершия. Таким образом, осуществлялась дополнительная защита руки от ударов.

Сабля Радаэлли.

Сабля Радаэлли. Оригинальный образец. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Сабли данной конструкции принято называть именем Радаэлли. Подобные сабли, по замечанию ученика Радаэлли, Луиджи Барбазетти, должны были весить не менее 500 грамм. В 1882 году в Италии была провозглашена комиссия Военного Министерства по выбору одного единственного руководства для изучения фехтования во всех военных училищах и школах страны. Труд Радаэлли был принят и признан одним из основных претендентов. К сожалению, 1882 год был омрачен смертью великого мастера. А два года спустя молодой мастер из Неаполя Масаниелло Паризе представил публике мощный контраргумент Южно-итальянской школы в виде своего «Трактата по теории и практике фехтования на шпаге и сабле». Выбор должен был быть сделан в пользу Радаэлли либо Паризе. Разгорелась борьба. После подсчета голосов победителем был объявлен Масаниелло Паризе. Его труд действительно этого заслуживал, хотя безжалостная критика и нападки его сторонников на школу Радаэлли вряд ли могут быть оправданы.

Слева направо: Марчелло Бертинетти, Джузеппе Манджаротти, Масаниелло Паризе, Рикардо Новак. Фото Манджаротти.

Слева направо: Марчелло Бертинетти, Джузеппе Манджаротти, Масаниелло Паризе, Рикардо Новак. Фото Манджаротти.

В отличие от Радаэлли, Паризе предпочитал использовать кисть руки для нанесения ударов саблей. По большому счету, это и было основным расхождением двух систем. Он ближе приблизился к современному спортивному стилю, чем Радаэлли. Военное Министерство Италии закрывает Военную школу Фехтования в Милане и создает в Риме новую школу – Военную школу мастеров фехтования с Масаниелло Паризе во главе. Став директором Школы, Паризе приглашает в инструкторы учеников Джузеппе Радаэлли Сальваторе Пекораро и Карло Пессину. Так техника владения саблей, созданная Радаэлли, не была полностью отринута и забыта. Все трое, Паризе, Пекораро и Пессина, создали свои модели сабель, названных потом их именами. Сабли отличаются конструкцией гарды и рукояти.

Сабля для тренировки верхом на лошади. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Сабля для тренировки верхом на лошади. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Сабля модификации Масиелло. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Сабля модификации Масиелло. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Сабля модификации Пекораро - Пессина. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Сабля модификации Пекораро — Пессина. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Сабля модификации Радаэлли. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Сабля модификации Радаэлли. По материалам сайта http://armidasala.blogspot.ru/

Впоследствии, в самом конце XIX в., другой ученик Радаэлли и один из основателей знаменитой Венгерской школы фехтования, Луиджи Барбазетти, выпустит свой учебник по сабле «Искусство сабли и шпаги». В нем он не забыл описать знаменитые мулинеты (molinello — на итальянском) своего учителя. Эта книга была переведена на русский, немецкий и английский языки.

Л. Барбазетти. Molinello от локтя по голове оппонента.

Л. Барбазетти. Molinello от локтя по голове оппонента.

Такова краткая история развития итальянской фехтовальной сабли во второй половине XIX в. Пройдя путь от тяжелых эспадронов военных училищ до элегантных моделей от мастеров фехтования, в XX веке спортивная сабля обрела тонкий прямой клинок и простенькую гарду. Правда, как можно понять, за этим прямым клинком, прячется не совсем ровное прошлое.

footer07

© Автор статьи: Андрей Левин, 2009
Впервые опубликовано 22.02.2009 http://vk.com/topic-2262175_16513891
Фотоматериалы подобраны Андреевым И.Ю., 2013


Андрей Левин. Основатель школы фехтования "Fleur de Fer" в Санкт-Петербурге.

ОБ АВТОРЕ: АНДРЕЙ ЛЕВИН

(16.02.1973 — 12.11.2009)
Основатель и руководитель школы ренессансного фехтования «Fleur de Fer» в Санкт-Петербурге. Любитель европейского исторического фехтования, публицист. Преподавал европейское историческое фехтование, проводил семинары и показательные выступления, снимался на телевидении, сотрудничал с российскими клубами и международными европейскими школами фехтования, в частности с финской
Школой европейских боевых искусств Гая Виндзора в Хельсинки. Настоящий ценитель и знаток фехтовального искусства.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: