Меч Грандмастера де ла Валлета.


Автор обзора: Андрей Ксуэреб (Andrei Xuereb), 2013.
Перевод с английского: Андреев И. Ю., 2013.

По прошествии почти полугода исследований, энтузиастами Ассоциации исторического фехтования Мальты (MHFA) была завершена огромная работа по воссозданию оригинального чертежа и последующего изготовления аутентичных копий легендарного меча Грандмастера Жана де ла Валлета [1], с целью их дальнейшего использования для обучения фехтованию на оружии XVI века.

"Меч Грандмастера де ла Валлета". Автор обзора Andrei Xuereb.

Одна из основных идей ассоциации MFHA — это  возможность использования в обучении историческому фехтованию точных копий оружия, оставленных нам в качестве историко-культурного наследия рыцарями Ордена Святого Иоанна, образцы которого сегодня представлены в Оружейной палате Валетты [2] и других музеях Мальты.

В методике обучения ассоциации MFHA уже присутствуют двуручный меч периода XIV — XV веков, рапира XVII века, “малая” шпага XVIII века и сабля XIX века. Но нам не менее интересен период, который наиболее тесно связан с героическим военным прошлым Мальты, а именно периодом Великой Осады Мальты 1565 [3] года. А что может лучше поведать нам об этом, чем оружие, которое держал в руках сам великий магистр Жан Паризо де ла Валлет?

"Меч Грандмастера де ла Валлета". Автор обзора Andrei Xuereb.

Даже многие из жителей Мальты не догадываются, что подлинный меч де Валетта все это время находится на Мальте и выставлен для публичного обозрения. Гораздо более известен церемониальный меч де ла Валетта, подаренный магистру императором Священной Римской империи Фелипе II и увезенный бонапартистами в парижский Лувр.

Но как гласит предание, де Валетт по окончанию Великой осады 1565 года поместил свой боевой меч и шляпу в Церкви Пресвятой Богородицы из Дамаска, в качестве ex voto [4]. Поэтому подлинный артефакт —  меч Великого магистра Жана Паризо де ла Валлетта, обагренный кровью врагов во время Великой осады 1565 года, находится сегодня в приходском музее Оратории Святого Иосифа в Витториозе [5].

"Меч Грандмастера де ла Валлета". Автор обзора Andrei Xuereb.

Изучение подлинника.

Все началось с того, что члены MHFA получили редкую возможность ближе познакомиться с артефактом. Меч был тщательно измерен и сфотографирован, чтобы не упустить ни одной мельчайшей детали. Взвешивание показало насколько он легок и маневрен, несмотря на ширину клинка и кажущуюся тяжеловесность.

"Меч Грандмастера де ла Валлета". Автор обзора Andrei Xuereb.

Данное оружие относится к типу мечей, изготавливавшихся в Саксонии во второй половине XVI века. В отличии от похожих вариантов, хранящихся в Дрезденской оружейной палате и в Немецком историческом музее Берлина, он выглядит простым, без декоративной отделки эфеса, с плоской рукояткой и простым навершием.

На клинке гравировка, которая представляет собой последовательность точек вдоль кровостока и полумесяц в точке баланса клинка. Возможно, гравировка стерлась со временем, но вряд ли она была более изящной, чем можно было бы себе представить.

"Меч Грандмастера де ла Валлета". Автор обзора Andrei Xuereb.

Очевидно, что меч не был парадным оружием, а был предназначен для боевых действий. Современники рисовали де Валетта жестким и практичным человеком, закаленным в боях и лишенным какого-либо тщеславия. Сложно представить, что ему было бы по душе иное оружие.

"Меч Грандмастера де ла Валлета". Автор обзора Andrei Xuereb.

На первый взгляд, меч подходит для использования в правой и левой руке. Однако, при детальном изучении, оказалось, что одна из боковых защитных дужек немного длиннее, чем другая, что позволяет более удобно разместить большой палец на клинке. По данному признаку, мы предположили, что меч все-таки был предназначен для использования в правой руке.

Рукоятка заканчивается навершием квадратного сечения. Интересно, что плоскость боковой стороны навершия повернута по отношению к плоскости рукоятки на 45 градусов. Очень необычно, потому что тому, у кого большие ладони, держать меч не очень удобно.  Возможно, это уже более позднее вмешательство в конструктив эфеса, в ходе какого-нибудь ремонта или замены навершия на более позднюю реплику. В любом случае, маловероятно, что навершие было смонтировано таким образом, когда меч покинул кузницу.

Создание фехтовальной копии меча.

После получения всех необходимых конструктивных параметров, информация была передана известному мастеру кузнечных дел и нашему хорошему другу Марко Данелли (Danelli Armouries). Ему предстояло выполнить трудную задачу по созданию точной копии артефакта, которую можно будет использовать в историческом фехтовании.

"Меч Грандмастера де ла Валлета". Автор обзора Andrei Xuereb.

После выполнения нескольких прототипов, был наконец изготовлен окончательный рабочий вариант.

Меч, изготовленный Даннели, получился точной копией оружия, которое сейчас находится на почетном отдыхе в приходском музее Витториозы, за исключением незначительных отличий, необходимых для безопасного фехтования. Клинок лишь немного тяжелее и чуть-чуть толще оригинала, что позволило сделать кромку лезвия безопасной. Но тем не менее он хорошо лежит в руке и достаточно маневренный.

"Меч Грандмастера де ла Валлета". Автор обзора Andrei Xuereb.

Для ассоциации MHFA это знаменательное событие, потому что теперь данный образец станет штатным оружием, необходимым для обучения фехтованию на мече XVI века. Впервые на Мальте воссоздана фехтовальная  копия меча, имеющего непосредственную связь с военно-историческим наследием страны. Методика обучения фехтованию на этом виде оружия базируется на трактатах мастеров XVI века. Работа над их изучением продолжается и по сей день. MHFA активно сотрудничает в своих исследованиях с представителями других клубов и школ HEMA.

Мы хотели бы особо поблагодарить Danelli Armouries за проделанную работу по воссозданию меча де ла Валетта, а также выразить свою благодарность местному совету Витториозы Vittoriosa Local Council и приходской общине  Св. Лоренция за оказанную помощь и содействие при выполнении работы.

↑Наверх↑

Автор обзора: Andrei Xuereb, 2013
Перевод с английского: Андреев И. Ю., 2013
Впервые опубликовано на сайте MHFA http://www.historicalfencingmalta.org/


Примечания.

1. Жан Паризо де ла Валетт (фр. Jean Parisot de la Valette; 1494 — 21 августа 1568, Мальта) — Великий магистр Мальтийского ордена с 21 августа 1557. Был признан многими европейскими и мусульманскими государствами суверенным правителем Мальты. В 1565 году Турция снарядила против Мальты эскадру с 35-тысячным войском. Де ла Валетт возглавил оборону и отразил нападение противника. В честь магистра столицу Мальты назвали Валлетта.

2. Оружейная палата в Валлетте – одно из самых богатых собраний холодного оружия, где выставлены великолепные образцы, выкованные оружейниками Франции, Италии, Испании, Германии и Турции XVII-XVIII веков.

3. Великая осада 1565 года — осада Оттоманской империей в 1565 году острова Мальты, принадлежащего Мальтийскому ордену.

4. Вотивные предметы, вотивные дары (лат.  votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения. В средневековой и ренессансной Италии существовали помещаемые в церкви многочисленные портретные восковые фигуры ex voto — помещенные по обету, реалистически одетые и раскрашенные, в рост человека, а порой и конные.

5. Vittoriosa, также известный как Birgu, — это то самое место, на котором обосновались рыцари-иоаниты, впервые прибыв на Мальту в 1530 году. Витториоза часто упоминается как «колыбель мальтийской истории». Город сыграл важную роль во время осады Мальты в 1565 году. Расположен к югу от Валлетты, по другую сторону Великой гавани.

Полезные ссылки.

Дополнительно можно познакомиться с приходским музеем Оратории Святого Иосифа в Витториозе Vittoriosa Parish Museum at maltain360.com


Александр Ксуреб, основатель Федерации HEMA Мальты

ОБ АВТОРЕ: АНДРЕЙ КСУЭРЕБ (ANDREI XUEREB)

— начал заниматься спортивным фехтованием в 1997 году. Обучался фехтованию на французской рапире и шпаге у спортивного тренера Юана Формоза (Juan Formosa) и фехтованию на итальянской шпаге у мастера по спортивному фехтованию Даниэля Саммута (Daniel Sammut).

В 2005 году совместно с двумя другими фехтовальщиками организовал фехтовальный клуб Mithras Sword Fight Club. С 2006 года начинает обучаться по методикам исторического фехтования у основателя Федерации исторического фехтования в Италии (FISAS) Андреа Лупо Синклайр (Andrea Lupo Sinclair). С 2009 года во главе группы энтузиастов Андрей начинает активно сотрудничать с международным содружеством HEMA. В ноябре 2011 им официально зарегистрирована Ассоциация исторического фехтования Мальты. Сегодня Андрей принимает самое активное участие в жизни HEMA: организует публичные показательные выступления на различных видах оружия, выступает с семинарами, принимает участие в международных слетах активистов HEMA, выступает на ТВ, занимается научно-исследовательской работой в архивах и музеях Европы.

 
↑Наверх↑

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: