«Из любви к искусству». Эссе на фехтовальную тему.


© Автор эссе: Андреев И. Ю. 2013

«Можно представить себе, что творилось на улицах тогдашнего Парижа, если принять во внимание, что более десяти тысяч бретеров заполняли ежедневно тренировочные залы, не пренебрегая упражнениями и в других местах. Город напоминал поле брани. В глухих тупичках и узких переулках резали за плату и из любви к искусству; на центральных улицах и в людных местах, например, на бульварах, происходили более или менее честные поединки, – но везде, как в полдень, так и в полночь, слышался звон шпаг и рапир», — писал Поль Феваль в одном из своих романов о Лагардере.

Но сегодня… Что заставляет некоторых людей после работы, вечером или в выходной день рано утром идти, нет, даже поначалу ползти, в фехтовальный зал? Там пыхтеть и потеть: выпад — закрыться; выпад — закрыться. Что заставляет человека окунаться с головой в мир, заполненный людьми и звоном оружия, когда другим хочется тишины и уюта домашнего очага? Возможно, это желание постоянно возобновлять этот странный диалог — неспешный и застенчивый или неистовый как ураган. И кто возьмет верх — никому неизвестно. Человек или сила, порожденная человеком, в стальном воплощении его мысли на кончике клинка. Быть настойчивым в своем желании или уступить вежливости и утонченности? Странный мир двух сущностей, одна из которых является порождением другой. Диалог человека и шпаги – этого великолепного и опасного воплощения его же разума.

Кто победит? Кто овладеет вниманием другого и станет его словом и делом в бешеном ритме биения сердца, когда никого кроме тебя в целом мире? За ответом на этот вопрос приходишь в фехтовальный зал, вместо того чтобы идти в уютные кубики домашнего света. Убить дракона или “убить дракона” в себе? Ленивого и тщедушного. “Атасьён, Месьё! Шаг — выпад, закрыться; шаг — выпад,  закрыться”.

Мир сквозь призму решетки, за которой маячит призрак твоего незеркального отражения. Кто-то из вас двоих по ту сторону реальности, а решение где-то посередине — в дробно-клацающем звуке металла. Воздух замирает, боясь шевельнуться и нарушить тишину в твоем мире. И никого рядом. Только ты и он — там, как воплощение тебя самого, твоих страхов и малодушия. Это борьба не с ним. Это борьба с собой. Но в какой-то момент наступает тишина. Все кончено? Ты срываешь с себя темно-серую матрицу, и мир взрывается вокруг тебя красками и наполняется звуками… Нет, все только начинается.

“Атасьён, Мадам и Месьё. Ан гард!” Шаг — выпад, ремиз, закрыться. Шаг — выпад, ремиз, закрыться. Шаг вперед и навстречу. Небольшой шаг навстречу друг другу на боевой дорожке. Гигантский скачок к чему-то новому или хорошо забытому старому, к пониманию “фехтовального искусства, как оно есть во всем его пространстве”. И снова полдень, и снова слышится звон шпаг и рапир. Не за плату. Из любви к искусству. Хочется верить…

«В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!»

      Куплеты Мефистофеля

pic01

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: