Немецкая школа фехтования


© Автор статьи: Роман Максимов, 2011.

Немецкая школа фехтования — это система боевого искусства, бытовавшая в Священной Римской империи высокого средневековья и Ренессанса (с ХIV по XVII вв.). За этот период было создано довольно большое количество фехтовальных книг (Fechtbuch) — иллюстрированных пособий по практическому применению разных видов средневекового оружия, а также борьбе. Книги эти, во многом схожи по содержанию и порядку расположения глав, посвященных разным видам оружия, имеют, однако, некоторые различия — из века в век в них появлялись новые приемы, дополнявшие и развивавшие это искусство. Именно стиль, описанный в этих книгах, назывался в то время «искусством фехтования». Традиционно в перечень описываемого в фехтовальной книге входило:
— рукопашная борьба,
— техника колющего ножа (кинжала),
— меч («бездоспешный» и «доспешный»),
— древковое оружие и
— бой с «фехтовальным щитом».

Истоки этого искусства лежат, по-видимому, в XII веке, когда были юридически оформлены условия проведения судебных поединков (Божий суд) по Швабскому и Франкскому праву: оба этих права предполагали поединок с «фехтовальным щитом» с тем лишь различием, что по первому к щиту полагалась палица, а по второму – меч.

Codex Wallerstein – Cod I.6.4°.2, XV век.

Codex Wallerstein – Cod I.6.4°.2, XV век.

По-видимому, именно это повлекло возникновение школ подготовки к подобным поединкам, в которых концентрировались знания о борьбе и фехтовании. Есть некоторые сведения и о более ранних системах боевого искусства, многие из которых, безусловно, наложили свой отпечаток на немецкое фехтование.

Меч и щит . Дрезден, «Саксонское зерцало» (вероятно, около1230г).

Меч и щит . Дрезден, «Саксонское зерцало» (вероятно, около1230г).

Например, работа мастера борьбы Отта, практиковавшего при дворе Фридриха II, или кодекс, созданный безымянным монахом из Южной Германии, известный сейчас как I:33 и посвященный фехтованию с мечом и малым щитом «баклером». Но наиболее оправдано говорить об отчетливом появлении именно немецкой системы можно с XIV в.

Манускрипт I.33, инвентарный номер; Tower of London manuscript I.33, Royal library Museum, British Museum

Манускрипт I.33, инвентарный номер; Tower of London manuscript I.33, Royal library Museum, British Museum

Первым документально известным мастером этого стиля является Иоганн Лихтенауэр, которого считают автором окончательного варианта (сформированного им на базе собственных знаний, а также знаний большого количества его учителей) боевого искусства, получившего название «Немецкая школа фехтования» — системы, делающей главный акцент на простоте, скорости и эффективности, и как нельзя более подходящей для ведения смертельного боя. История немецкой школы охватывает примерно 250 лет (8 — 10 поколений мастеров).

Гравюра из работы Ханса Тальхоффера (1420—1460).

Гравюра из работы Ханса Тальхоффера (1420—1460).

Первые трактаты были написаны в 70 — 80 годах XIV столетия, вероятно, учениками Лихтенауэра (Ханко Дёбрингер, Андреас Йуд, Йост фон дер Ниссен и Никалаус Прусс), однако большинство этих работ, видимо, утрачены – нам остались лишь работа Дёбрингера «Кодекс 3227а» (практически без иллюстраций) и безымянная работа, созданная около 1389 года («Кодекс Валлерштайн №2»), скорее всего, одним из учеников Лихтенауэра (к сожалению, кодекс не содержит текста, однако изображения практически полностью совпадают с текстовыми описаниями из работы Дёбрингера). Источники крайне редки вплоть до XV века. В 1410 году появляется работа Фьёре дей Либери «Флосс дуэлоторум» («Цветок поединка»), которого можно по многим признакам считать одним из учеников Лихтенауэра (сам Фьёре упоминал, что учился у некоего Джованни Лихтенау).

Гравюра из работы Ханса Тальхоффера (1420—1460).

Гравюра из работы Ханса Тальхоффера (1420—1460).

Этот манускрипт содержит очень много совпадений с немецким взглядом на фехтование, но также в нем отчетливо просматривается итальянский колорит, являясь, судя по всему, родоначальником итальянского стиля фехтования (во многом родственного немецкому). К середине XV века существовали уже «Лихтенауэрское общество» во главе с Петером фон Данцигом, а также мастера Зигмунд Рингек и Паулюс Кал. Их современником был также известнейший мастер Ханс Тальхоффер, написавший несколько чрезвычайно интересных томов по боевым искусствам. Он возможно был связан с основанием братства святого Марка, впоследствии практически захватившего монополию на преподавание боевых искусств.

Гравюра из романа о Тристане. Tristan de Léonois, France, Paris (1407-1410).

Гравюра из романа о Тристане. Tristan de Léonois, France, Paris (1407-1410).

В конце XV века известны такие мастера, как Иоханнес Лекюхнер, Ханс фон Шпеер, Питер Фолкнер и Ханс Фольц. На рубеже веков известный художник и инженер Альбрехт Дюрер (Леонардо Северного Возрождения) также проявил себя как знаток искусства фехтования, причем особенный акцент в его работе сделан на искусство владения тесаком (фальшионом). С XVI века в приемах появляется отклонение в сторону большей спортивности и некоторый отход от сугубо боевого искусства. В это время известны такие мастера, как Ганс Вурм и Йорк Вильхельм.

Зацеп ( den Hacken ). Ксилография из книги Ганса Вурма ( Hans Wurm ), 1490 год.

Зацеп ( den Hacken ). Ксилография из книги Ганса Вурма ( Hans Wurm ), 1490 год.

Cod. I.6.2o.3: Jörg Wilhalm, Аугсбург, 1522 год

Cod. I.6.2o.3: Jörg Wilhalm, Аугсбург, 1522 год

В середине XVI века появились попытки сохранения и суммирования искусства немецкой школы за несколько столетий (своего рода реконструкция). В частности  Паулюс Гектор Майер (Mair) путем невероятных усилий и огромных затрат создал огромный иллюстрированный трактат, суммирующий традиции немецкой школы фехтования, чем он оказал неоценимую услугу делу сохранения искусства этой школы для будущих поколений.

Opus Amplissimum de Arte Athletica (Cod.icon. 393). Автор Паулюс Гектор Маир, около 1550 года.

Opus Amplissimum de Arte Athletica (Cod.icon. 393). Автор Паулюс Гектор Майер, около 1550 года.

Заключительный этап активного функционирования немецкой школы фехтования длится с конца шестнадцатого до начала семнадцатого века. В это время преподают такие мастера, как Иоахим Мейер и Якоб Сутор.

Jakob Sutor von Baden. Neu Künstliches Fechtbuch. 1612 год.

Jakob Sutor von Baden. Neu Künstliches Fechtbuch. 1612 год.

В семнадцатом веке вошла в моду итальянская школа (например, трактат Сальватора Фабриса), немецкие же традиции попали в немилость как старомодные и были забыты.

Giacomo Di Grassi. His True Arte of Defense. 1594 год.

Giacomo Di Grassi. His True Arte of Defense. 1594 год.

Иоганнес Лихтенауэр родился около 1310 года на юге Германии. Судя по фамилии, в местечке Лихтенау, хотя точной информации об этом нет. Возможно также в швабском городе Баден Лихтенау, однако пока связей этого городка с фамилией Лихтенау не обнаружено. Искусство свое он зарифмовал стихами, написанными на южно-немецком диалекте. О себе он говорил:

«…я узнал, освоил и научу вас фехтованию пешком, верхом на лошади, в доспехах и без..Я не открыл искусство самостоятельно, все описанное здесь разработано на основе моих путешествий».

Один из его учеников писал:

«И прежде всего вы должны знать и понимать, что искусство меча едино… ибо он был изобретен сотни лет назад и является универсальным, для того чтобы понять суть искусства от начала до конца… Основа (ядро) его была полностью понята великим мастером Иоганном Лихтенауэром. Не то чтобы он сам придумал, то, что описано, но он много путешествовал и искал изучения военного искусства в разных странах, потому что всегда хотел учиться как можно больше у честных и справедливых мастеров». (Дёбрингер).

Где-то после середины четырнадцатого века Лихтенауэром была собрана группа талантливых мастеров для занятий разными областями боевого искусства (в борьбе, длинном мече, кинжале, копье, и т.д.). Первые тексты были написаны зашифрованным языком, в стихах, для того чтобы предотвратить попадание искусства в чужие руки. Поэтому «…не каждый, кто слышит, это понимает», писал мастер фон Данциг. В основу своей системы мастер Иоганн положил приемы боя с длинным мечом. Он использовал это оружие для иллюстрации нескольких общих принципов, которые применял ко всем другим дисциплинам в рамках школы. Использование меча разделялось на просто фехтование (то есть сражение противников без доспехов — «blossfechten») и существенно отличавшееся «боевое», «бронированное» или «военное» фехтование (в котором меч держался хватом одна рука за рукоять, другая за середину лезвия – «укороченно»). Основным для иллюстрации принципов был выбран «blossfechten», длинный меч. Чтобы максимально упростить понимание искусства, мастер вводит пять главных слов (funfWordet), касающихся понятия времени, векторов усилия и т.д.: «До», «После», «Слабый», «Сильный», «Своевременно». Эти пять слов являются основным ядром искусства мастера Лихтенауэра. Большое внимание мастер уделял также выработке основных принципиально необходимых качеств фехтовальщика: смелости, быстроты, скромности (умеренности), хитрости и благоразумию – эти добродетели он считал ключевыми в фехтовальном искусстве. В то же время «всякая добродетель может превратиться во зло, без скромности (умеренности)»,  писал мастер Зигмунд Рингек в комментариях о Fechtbuch(е) Иоганна Лихтенауэра.

Уделялось большое внимание работе ног, тактическим основам (предпочтительной считалась атакующая манера боя; вместо простых защит предлагалось сочетать их с контратаками), акцент делался на скорость реакции, а также сбалансированность и здравый смысл. Причем постоянно подчеркивалось: искусство учит выживать, это не шутка и не игра, и если вы боитесь (например, боли или ранений), то вряд ли оно вам поможет.

«Имеющий «унылое» сердце всегда будет побежден, несмотря на все мастерство» (Петер фон Данциг).

Это искусство кровавых боев, и оно включает в себя умение направить свое мышление на хладнокровный поиск средств наиболее эффективного уничтожения (убийства) оппонента:

«Кто ранит, а не убивает — тот сам будет ранен или убит» (Ханко Дёбрингер).

Thalhofer, Hans: Fechtbuch von 1467

Thalhofer, Hans: Fechtbuch von 1467

Вместе с тем, фехтование как искусство культивировалось и почиталось как одно из высоких и благородных (куртуазных) искусств, наравне с другими шестью «Рыцарскими искусствами»:

— владение копьём и щитом,
— верховая езда,
— искусство охоты,
— плавание,
— игра в шахматы,
— сочинение и исполнение под музыку стихов

Показателен вводный стих Лихтенауэра, часто повторяемый в более поздних рукописях как отголосок классического рыцарства четырнадцатого века:

Jung Ritter lere
Gott lip haben trawen io ere
So wechst dein ere
Uebe Ritterschaft und lere
Kunst dy dich zyret und in krigen sere hofiret

Перевод.

«Молодой рыцарь, научись:
Бога любить, доверять чести,
Так же честь (состоит)
В обучении рыцарскому искусству
(Оно) вас украсит, и на войне будет чем хвастать».

↑Наверх↑

©Автор статьи: Роман Максимов, 2011 год
Впервые опубликовано на сайте муниципального молодежного клуба «Хранители».


Использованная литература:

1. Клементс, Джон. «Мастера Средневековья и Ренессанса. Боевые искусства.» Паладин Пресс, 2008. ISBN 978-1-58160-668-3
2. Хейм, Ганс и Алекс Kiermayer. «Длинный меч Йоханнеса Лихтенауэра», часть I-DVD-, ISBN 1-891448-20-X
3. Найт, Дэвид  Джеймс и Брайан Хант, «Древковое ОРУЖИЕ Паулюса Гектора Майера» , ISBN 978-1-58160-644-7 (2008)
4. Линдхольм, Дэвид и Питер Svard, «Рыцарские искусства. Зигмунд Ringeck о длинном мече» , ISBN 1-58160-410-6 (2003) ‘
5. Шульце, Андре (ред.), «Mittelalterliche Kampfesweisen» Майнц-Рейне. : Zabern
— том 1: Das Ланге Schwert 2006 года. — ISBN 3-8053-3652-7
— том 2, Kriegshammer, Шильд унд Kolben 2007 года. — ISBN 3-8053-3736-1
— том 3: Scheibendolch унд Stechschild 2007 года. — ISBN 978-3-8053-3750-2
6. Томас, Майкл Г., «Руководство по длинному мечу», ISBN 978-1-906512-00-2 (2008)
7. Тоблер, Кристиан Генрих, «Немецкий длинный меч» , ISBN 1-891448-24-2 (2004)
8. Тоблер, Кристиан Генрих, «Секреты немецкого средневекового фехтования» (2001), ISBN 1-891448-07-2 »
9. Тоблер, Кристиан Генрих, «Антология средневековых немецких боевых искусств» (2010), ISBN 978-0-9825911-1-6
10. Ханко Döbringer Fechtbuch
11. «Master Sigmund Ringeck’s Commentaries on Johann Liechtenauer’s Fechtbuch» — c. 1389 to 1440


Автор: Максимов Роман

ОБ АВТОРЕ:

МАКСИМОВ РОМАН ИЛЬИЧ

Роман Ильич Максимов, 38 лет, родился в г. Москва. Независимый исследователь. Автор научно-практической разработки фехтовальных и борцовских кодексов средневековой Европы,  методики подготовки  специалистов, владеющих широким спектром различных видов средневекового оружия,  методики подготовки боевых коней (Западная и Восточная Европа) и конского военного снаряжения, а также подготовки средневекового всадника и  воссоздания  его экипировки и оружия (Западная и Восточная Европа ). Автор ряда научных и научно- популярных статей (в том числе — об основах методологии научной реконструкции в музейном деле (в соавторстве с И. Максимовой) ( см. сборник ГИМа  выпуск 160 за 2006 год  ). Создатель и соруководитель белгородской научно-экспериментальной  молодежной лаборатории по изучению средневековой культуры «Хранители». Основная цель деятельности: изучение, экспериментальное подтверждение и сохранение научно обоснованных представлений о выше обозначенных аспектах средневековой культуры. В настоящее время живет и работает в Белгороде.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: