Вкратце об основных признаках серьезного боя.


От редакции.

В качестве предисловия к статье хотелось бы сказать о некоторых моментах, почему именно эта статья привлекла мое внимание и чем она может быть полезна в изучении боевых искусств Европы. И хотя некоторые тезисы носят достаточно субъективный характер, они могут вполне стать отправной точкой к изучению данных аспектов любого поединка и фехтования в частности.

В статье рассмотрены некоторые психологические аспекты поединка на смерть, что по по своей сути перекликается с тематикой, поднятой мною в статье «Об эффективности в европейском историческом фехтовании» или  статье Джона Клеменса «Проблема сценического фехтования», опубликованной на русском языке на страницах портала Боевое Искусство Европы, а также Илкки Хартикайнена в статье «Historical Sources: How Much is Enough? Too Little? Too much?», опубликованной в июле 2014 года сайте marozzo.com и «Если бы мы решили фехтовать по-настоящему» Сергея Думбадзе.

К этой теме рано или поздно обращаются многие любителя исторических боевых искусств; эта тема бурно обсуждается в сообществах. Попытки сопоставить турнирную деятельность с тем, «как это было бы на самом деле» напрямую влияют не только на систему судейских оценок, но и на развитие направления в целом. Идти по пути логическому, не обремененному исторической «несуразицей» или попытаться обуздать ТО, что не поддается сегодня логическому объяснению?

В конце статьи мнение эксперта нашего журнала, Кирилла Орестовича Кандата.

Андреев И.Ю.

Вкратце об основных признаках серьезного боя.

© Автор статьи: Роман Максимов, 2011.

Первым признаком серьезного боя на холодном оружии является мощный бросок на(в) противника всем корпусом, имеющий целью пронзить его жизненно важный орган как можно глубже.

Подобный элемент отчетливо виден на множестве изображений, начиная с древнейших времен (например, в Греции) – и заканчивая позднейшими трудами по фехтованию, а также он часто отчетливо присутствует в серьезных спортивных поединках в наши дни. Исключая некоторые основные принципы – а главное, принцип как можно скорее и эффективнее поразить противника – все остальное в искусстве боя на различных видах холодного оружия неразрывно связано с формой и особенностями конкретного оружия (чем тяжелее оружие, тем менее выражен этот бросок – например, алебарда и т. п.).

Иллюстрация из манускрипта Ханса Талхоффера ( Hans Talhoffer), 1459 год.

Иллюстрация из манускрипта Ханса Талхоффера ( Hans Talhoffer), 1459 год.

Ни один удар в серьезном поединке не может быть направлен иначе, как в жизненно важный орган противника. Поступивший по-другому будет немедленно убит (поскольку, пока вы заняты не очень значительным органом – скажем, пальцем противника – вы получите серьезное поражение в жизненно важный орган). Поэтому все мелкие травмы в серьезном поединке происходят или по случайности, или в короткие моменты после нанесения серьезного удара.

Искусство фехтования (как искусство!) рождается лишь в столкновении двоих, хорошо умеющих убивать. Отсюда (а не наоборот!) возникают сложные позиции и финты. Изучать же сложные позиции и финты, без умения (и стремления!) быстро, эффективно и решительно устранять оппонента – бессмысленный бред. Результат такого подхода – пустое позерство, полностью оторванное от реального боя на холодном оружии, похожее на стиль зеков «попишу»… Данный стиль совершенно очевидно служит средством запугивания противника, а не серьезной попыткой его убить.

Еще один признак серьезного боя — экономичность движений. Профессиональный боец никогда не станет тратить энергию на лишние, беспорядочные движения. И еще: «когда противники настроены серьезно, бой длится недолго» (А. Хаттон).

Позднее фехтование (после XVII века) обременено массой условностей, делающих его скорее неким ритуалом или этикетом, чем серьезным боем. Игрой, идущей по неожиданным и искусственно придуманным правилам. При этом ставкой в этой игре становится жизнь. Соответственно меняются цели. Вместо цели поразить противника быстро и рационально, появляется цель «выпендриться», соблюдая все ритуалы. В серьезном же бою ни о каких искусственно изобретенных правилах не может быть и речи, кроме законов, определенных самой природой.

Так же, как выпивание полного бокала вина залпом (!) – русский вариант 90-х годов «20 лет спустя» – свидетельствует о привычке пить водку, а не вино, так и бой, проходящий без серьезных бросков на противника (когда большая часть клинка при промахе оказывается за ним), свидетельствует о нежелании противников драться. Об этом же свидетельствует большое количество мелких ударов, наносимых не полностью выпрямленной в локте рукой. Широкие размашистые удары, отмахи свидетельствуют или о неумении обращаться с оружием, или о страхе и усталости противника, т.к. «разбалтывают» боевую позицию и заставляют делающего их «открываться». Об усталости или неумении говорят также пошатывания, неуверенная поступь и дробные, сбивчивые шаги при перемещении.

Большинство хроникально зафиксированных серьезных поединков были безыскусны и совершенно не романтичны.

Большинство правил поздних поединков, как то: ночью с фонарями, «карусель», стрельба через платок и т.д., являются извратами варианта «стоя в гамаке». Разговоры о «высоком искусстве» в таком виде поединков адекватны разговорам о «высоком искусстве» в «русской рулетке».

Демонстрация дуэли через плащ или плед по Donald McBane, известного шотландского мастера фехтования, написавшего работу "Expert Sword-man's Companion", 1728 год.

Демонстрация дуэли через плащ или плед по Donald McBane, известного шотландского мастера фехтования, написавшего работу «Expert Sword-man’s Companion», 1728 год.

Современное фехтование в кино настолько же «реально», как и «киношное» вставание солдата во весь рост и долгое «поливание» противника из автомата.

Истоки этой ошибки (и не только что касаемо фехтования!) таковы: когда умирает реальность, рождается мифология, и новая логика рождается уже из нее, из мифологии. Чтобы избежать такой ошибки, нужно исходить из реальности (источники — хроники, мемуары, восстановление исторической психологии, среды и т.д.).

Сегодняшние попытки реконструкции средневекового фехтования начались «не с того конца» – многие стремятся воссоздать именно финты и позиции, не понимая первопричины их появления. Неудивительно, что получается бред (о самовыдуманных системах вообще не стоит говорить).

© Автор статьи: Роман Максимов, 2011.
Впервые опубликовано на сайте муниципального молодежного клуба «Хранители».

Об авторе

Автор: Максимов Роман

Максимов Роман Ильич

Независимый исследователь. Автор научно-практической разработки фехтовальных и борцовских кодексов средневековой Европы,  методики подготовки  специалистов, владеющих широким спектром различных видов средневекового оружия,  методики подготовки боевых коней (Западная и Восточная Европа) и конского военного снаряжения, а также подготовки средневекового всадника и воссоздания  его экипировки и оружия (Западная и Восточная Европа ). Автор ряда научных и научно- популярных статей (в том числе — об основах методологии научной реконструкции в музейном деле, в соавторстве с И. Максимовой) [см. сборник ГИМа выпуск 160 за 2006 год]. Создатель и соруководитель белгородской научно-экспериментальной молодежной лаборатории по изучению средневековой культуры «Хранители».

Основная цель деятельности: изучение, экспериментальное подтверждение и сохранение научно обоснованных представлений о выше обозначенных аспектах средневековой культуры.

Родился в г. Москва. В настоящее время живет и работает в Белгороде.

линия-узор

Мнение эксперта нашего журнала.

Кандат Кирилл Орестович, Мастер спорт, Заслуженны тренер СССР

Кандат Кирилл Орестович, Мастер спорта, Заслуженный тренер России:

— По поводу статьи, чувствуется, что автор владеет темой и аргументировать мои возражения не просто. На меня очень давит собственный фехтовальный опыт и особенно опыт последних лет, когда я работал с пятиборцами.

Особенность пятиборского фехтования состоит в том, что бой идет на один укол и длится 1 минуту, то есть максимально приближен к реальному поединку. Тут и возникает первое возражение — надо быть абсолютно сумасшедшим, что бы в поединке с незнакомым противником сразу глубоко и мощно его атаковать. Скорее всего это закончилось бы обоюдным ранением разной степени тяжести, что меня не очень устраивает, или, не дай Бог, его оборона окажется сильнее моей атаки, тогда мне просто конец.

Теория рукопашного поединка предусматривает отвлекающие, тормозящие, подготавливающие удары, имеющие целью ранить, ослабить противника, а уже потом его добить. Что касается условностей фехтования с конца XVII в., то в гражданском, назовем его так, фехтовании, появились приемы обезоруживания. Вот такой я великодушный…

Современники описывают немало случаев, когда один из противников желал непременно убить, а второй готов был довольствоваться легким ранением или обезоруживанием. Тут все очень не просто. Автор очень верно подметил, что надо учитывать и психологию, и менталитет, и множество других факторов — большинство из которых нам не до конца понятны. Что касается современных попыток «воссоздать и реконструировать», тут я абсолютно согласен с автором, что начали не с того конца.

Яркий пример такой несуразицы, на мой взгляд, представляют так называемые бугурты 5×5. Первое, что бросается в глаза, оружие им явно мешает. Издали разбежаться и пнуть, со всей дури, противника — вот в чем смысл таких поединков. Не думаю, что в действительности было именно так. На мой взгляд, это происходит от безнаказанности и абсолютной убежденности, что с ними ничего не будет. В большинстве правил этих нелепых соревнований запрещены уколы, а от ударов хорошо защищает стеганка и доспех. Только самоубийца бросится с разбегу на противника, готового встретить его не условным ударом, а реальным уколом в стык доспехов, оглушающим ударом по голове (останавливающий, предварительный), а потом добьет кинжалом в щель забрала или , как пишут хронисты, выдавит пальцами глаза!

Тут, конечно, много о чем можно поспорить. Даже первые Правила фехтовальных поединков, появляющиеся в середине XIX в. и положенные в основу современных спортивных правил, были написаны людьми не по-наслышке знающих что и после какого удара бывает. Короче, давайте дискутировать!

06 Октября, 2014 года

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: