Bologna bella!


Афинская школа. Роспись Станце делла Сеньятура  [1510-1511]

© Алексей Гарагатый, Октябрь 2014 г.

Путевые заметки об исследовательской поездке
в г. Болонья в начале октября 2014 года.

Предыстория

Наш клуб, «Воскресная школа фехтования» существует уже довольно давно, с 2004 года. Всё это время мы пытаемся постичь секреты Болонского фехтования. Сам термин современный, и применяется по отношению к боевому искусству, существовавшему в Болонье (это на севере Италии) в XV-XVI веках. Много лет мы мечтали посетить этот город, и, наконец, нам это удалось. 4 октября 2014 года, группа из 4-х человек вылетела из Москвы имея своей целью Болонью.

День первый

Сам перелёт не заслуживает подробного описания. Взлетели, приземлились, прошли пограничные формальности, — всё как обычно. Поселились в колоритнейшем месте — via degli Angeli — улица Ангелов. Узкая улочка в исторической части города. Совсем не людная, не слишком чистая, и слабо освещённая в ночное время. Почти прямо напротив нас находилась церковь Santa Maria delgi Angeli, 1474 года постройки.

Вид на церковь Santa Maria degli Angeli из нашего окна

Вид на церковь Santa Maria degli Angeli из нашего окна.

4 октября в Болонье отмечают большой праздник — день святого Петрония, — покровителя Болоньи. По нашему — что-то вроде дня города. Движение в центре города было перекрыто. Улицы заполнились торговцами, музыкантами, уличными артистами всех мастей, и просто гуляющими людьми. К сожалению, после ночного перелёта с пересадкой наша команда была слишком уставшей, и не смогла в полном объёме насладиться праздником.

Piazza Maggiore - главная площадь вечером в День св. Петрония

Piazza Maggiore — главная площадь вечером в День св. Петрония.

Одной из главных отличительных черт Болоньи являются её бесконечные галереи. Большинство улиц старого города устроена одинаково — проезжая часть шириной в одну машину в центре и два тротуара по краям. Вот только, в отличие от остальных городов, тротуары сделаны в виде галереей, для защиты от дождя. Высота арок по закону не может быть менее 2,66 метров — чтобы мог проехать всадник. Всадников мы не видели, но закон до сих пор соблюдается.

Галереи Болоньи

Галереи Болоньи.

Галереи довольно узкие. Если идти вдвоём, и навстречу тоже идут двое, то совсем не праздным становится вопрос, кто кому уступит дорогу. Не зря Манчиолино в своей книге рассказывает о бое двое-на-двое, ох не зря.

Галереи Болоньи.

Галереи Болоньи.

Двери домов выходят сразу в галерею. Далеко не всегда можно с уверенностью сказать, что скрывается за внешне неприметной дверью: жилой дом, внутренний дворик, школа, церковь, музей в несколько этажей, — всё это может выглядеть внешне очень обманчиво.

День второй

На самом деле, мы приехали в Болонью не по улицам гулять. У нас был точный план действий, и мы приступили к его выполнению.
Первый пункт программы — Museo Civico Medievale — музей средневековья. Музей оказался крайне интересным, но особенно порадовал зал оружия. Во первых, там можно «живьём» увидеть оружие описанное и нарисованное в манускриптах Болонских мастеров. А во-вторых, можно купить книгу, в которой про каждый из представленных в зале экспонатов отдельная статья, с указанием размера, веса, и многочисленными ссылками на соответствующие источники. Конечно, мы немедленно купили эту книгу.
Особенно было интересно увидеть рядом два меча — один середины 16-го века, а второй — начала 17-го. У них оказалось больше различий, чем сходства. Всё, что могло измениться — изменилось. И всего за каких-то полвека…

Оружие болонских мастеров фехтования.

Оружие болонских мастеров фехтования.

В самом центре Болоньи стоят знаменитые due torri — две башни. Самая высокая — башня Азинелли (Asinelli), при высоте 97 метров является высочайшим зданием старого города. За небольшую плату можно подняться до самого верха. Изнутри башня пустая, — только лестница по периметру. Рядом стоит башня Гаризенда (Garisenda), гораздо меньшего размера, и заметно наклонённая. Вообще, в Италии довольно много «падающих» башен. То-ли строить не умели, то-ли им действительно пришла пора падать, но факт остаётся фактом. За время путешествия нам довелось видеть несколько подобных башен.

Due torri ночью.

Due torri ночью.

Рядом с Болоньей, на холме, стоит церковь Madonna di San Luca. Прямо от ворот города до неё ведёт крытая галерея, длинной почти 4 км, и состоящая из 666 арок. Галерею построили, чтобы паломники не мокли под дождём по дороге. Желающих посетить храм действительно очень много, и это не удивительно, — есть на что посмотреть.

Madonna di Luca.

Madonna di Luca.

День третий

Город Парма расположен примерно в полутора часах езды на электричке от Болоньи. Знаменит, в первую очередь, своим сыром «Пармезан». Такой сыр делают не только в Парме, но и в окрестностях. Но нас интересовал не сыр, а сохранившаяся архитектура города. Сохранилось не так уж и много — город сильно пострадал во время второй мировой войны. Сами здания стоят, но большинство витражей так и не восстановлено, и из-за этого в соборах режущий глаз, яркий, высококонтрастный свет.

Парма. А если бы здесь были бы витражи...

Парма. А если бы здесь были бы витражи…

Город Модена нам был интересен там, что именно в нём была впервые напечатана Мароццовская «Opera Nova». К сожалению, от времён маэстро сохранились только соборы. Как и в Парме почти не сохранились витражи, и храмы освещены таким же ужасными высококонтрастным светом.

Модена. И тоже без витражей...

Модена. И тоже без витражей…

День четвёртый

Скоростной поезд «Frecciabianca» («Белая стрела») пролетел 300 км между Болоньей и Миланом за 2 часа. Есть и ещё более скоростной поезд, который пролетает это же расстояние за 1 час, но он дороже, а потому мы приняли решение насладиться грехом жадности.

Музей Польди Пеццоли (Poldi Pezzoni) оказался закрыт. Жаль, там было что посмотреть.

Фото из музея Poldi Pezzoni. Снято не в эту поездку.

Фото из музея Poldi Pezzoni. Снято не в эту поездку.

Замок Франческо Сфорца, более известный как «Сфорцеско». Прототип Московского Кремля, между прочим. Действительно, очень похож. Те же зубцы «ласточкин хвост», впрочем, далеко не редкие в Италии. Та же конструкция башен. Вот только наш Кремль в несколько раз больше.

Замок Сфорцеско.

Замок Сфорцеско.

В замке прекрасный оружейный зал. Много оружия и доспехов 16-17 и более поздних веков. Размещение экспонатов очень удобно, — всё можно посмотреть. Часть предметов расположено и вовсе без витрин.

Оружейный зал замка Сфорцеско.

Оружейный зал замка Сфорцеско.

В замке было не только оружие, но и множество других интересных вещей. Например вот, скульптура молодой женщины. Можно подробно рассмотреть даже вышивку на платье.

Madonna del Сoazzone, 1493 год.

Madonna del Сoazzone, 1493 год.

Знаменитый Миланский собор является одним из крупнейших в мире. Говорят, что в он может вместить до 35 тысяч человек. Не знаю, насколько это правда, но собор и правда огромен и очень красив. За небольшую плату можно подняться на крышу.

Миланский собор.

Миланский собор.

Миланский собор изнутри.

Миланский собор изнутри.

Миланский собор, крыша.

Миланский собор, крыша.

День пятый

Pinnacoteca — по нашему, картинная галерея. Представлены полотна 14-16 веков, в основном Болонских художников. Увы, но Болонская живопись известна в России ничуть не лучше, чем Болонское фехтование. А зря. Картины великолепны: фотографическая точность, тщательно прорисованные мелкие детали, игра красок, продуманные сюжеты… Первоисточников на времена Мароццо и Манчиолино множество. Фотоаппарат даже близко не может такое передать.

Lipo di Dalmasio. Polittico. Написана в 1390 году.

Lipo di Dalmasio. Polittico. Написана в 1390 году.

Знаменитый Болонский университет, также известный как Alma Mater Studiorum. Основан в 1088 году, но продолжает работать и сейчас. Разумеется, мы в него зашли. Походили по коридорам, заглянули на лекции, сфотографировались с бюстами Данте и Коперника. В университете много интересных музеев, но на двери нас встретила табличка с лаконичной надписью, что, мол, зал закрыт на реконструкцию. Жаль.

Университетский квартал поразил свободой нравов. Студенты ходят, где хотят, садятся, на что хотят, и вообще, делают, что хотят. Стены исторических зданий обильно разукрашены граффити. Через улицу натянут какой-то грубо изготовленный плакат. Вечером люди сидят прямо на площади, пьют вино, разговаривают.

Университетский квартал вечером.

Университетский квартал вечером.

В городе не много сохранилось со времён расцвета Болонского фехтования. Тем, не менее, удалось разыскать улицы, на которых преподавали некоторые из мастеров. Липо Дарди преподавал на улице Пиетралата (via Pietralata). Сейчас там не осталось ни одного строения того времена. Улица Сарагосса (Via Saragozza), на которой располагался зал Гвидо Антонио ди Лука тоже полностью перестроена. А вот от аббатства Sainti Naborre e Felice, в котором преподавал Мароццо, кое-что сохранилось. Теперь там военный госпиталь, и внутрь не пускают. Пришлось ограничиться внешним осмотром. Подробнее о Болонских мастерах фехтования см. статью на сайте marozzo.ru.

Аббатство, в котором когда-то преподавал Мароццо, и наша небольшая команда на его фоне.

Аббатство, в котором когда-то преподавал Мароццо, и наша небольшая команда на его фоне.

День шестой

В Равенне мы окунулись в совсем другую историю, — ещё на 1000 лет раньше. Это времена около V-VII веков н.э. С того времени до нас дошли великолепные мозаики.

Мозаики Равенны.

Мозаики Равенны.

В Равенне тоже занимаются фехтованием. Вот такие рекламные плакаты расклеены по всему городу:

О фехтовании в Равенне.

О фехтовании в Равенне.

День седьмой

Музей Археологии нам был не очень интересен. Судя по описанию, в нём представлены экспонаты от палеолита, до древнего Рима. Так оно и оказалось. Совершенно классический музей, с огромными шкафами, заполненными артефактами и снабжёнными аккуратными подписями. Если бы наш клуб занимался, например, этрусками, нам было бы очень интересно.

Музей археологии.

Музей археологии.

От музея истории Болоньи я многого не ожидал. Предполагалось, что это будет типичный «краеведческий музей», коих я повидал множество. Я ошибся. Это оказался современный музей, в полном смысле этого слова: — аудио, видео, проекторы, разные модные интерактивные решения… Экспонатов представлено не слишком много, но они хорошо подобраны, и, самое главное, хорошо поданы. Если так можно выразиться, это было «музейное шоу».

Ландскнехты нарисованы на стекле, и между ними можно ходить. Простое, но красивое решение.

Ландскнехты нарисованы на стекле, и между ними можно ходить. Простое, но красивое решение.

Тут будет уместно рассказать одну историю. В 1325 году между Болоньей и Моденой началась война. Причиной послужило обыкновенное ведро, которое было похищено из Болоньи. Болонцы пытались вернуть ведро дипломатическими методами, но не преуспели. Применили силу оружия, и тоже без толку. В общей сложности, война длилась 22 года, но вернуть ведро так и не удалось. Говорят, что оно и теперь почётно хранится в Модене. А в музее истории Болоньи висит картина, с описанием вышеизложенных событий. Правда, написана она уже в 1911 году.

Война за ведро.

Война за ведро.

День последний

План выполнен — пора уезжать. За 7 дней мы привыкли к городу. Болонья оказалась очень уютной, и домашней. Мы многое узнали как о городе, так и о людях, его населяющих. Было отснято около 80 Гб фото и видео материалов. До половины места в чемоданах заполнили книги. И тем, не менее, многое не успели. Может быть в следующий раз…

© Алексей Гарагатый, Октябрь 2014 г.
Оригинал статьи впервые опубликован на сайте marozzo.ru

Об авторе

Воскресная школа фехтования. Маэстро. Алексей Гарагатый.Алексей Гарагатый

— руководитель клуба «Воскресная школа фехтования», г. Тула. Увлекается фехтованием с 1997 года. Интересуется историческим фехтованием, преимущественно Болонской школой фехтования XVI-XVII вв. С целью ее более детального изучения в 2004 году основал клуб «Воскресная школа фехтования». Автор технических разработок, учебных фильмов и многочисленных переводов оригинальных первоисточников по теме «Болонского фехтования».

линия-узор

Досье журнала.

«Воскресная школа фехтования», г. Тула.

"Воскресная школа фехтования", г. Тула.Клуб основан в 2004 году с целью изучения исторического фехтования. Клубом введен термин исторически достоверного фехтования (ИДФ), предполагающий собой изучение существовавших в истории систем боя холодным оружием и состоящих из трёх взаимосвязанных направлений: изучения роли и места холодного оружия в истории и культуре; изучения исторически достоверных тактико-технических характеристик оружия; изучения исторически достоверных приёмов владения холодным оружием.

Основное направление — так называемое «Болонское фехтование», которое охватывает боевые системы, созданные различными мастерами фехтования города Болонья (Италия) в XVI — начале XVII века. К данной школе традиционно относят работы таких мастеров фехтования, как Филиппо (Липпо) Бартоломео Дарди (Filippo di Bartolomeo Dardi), по имени которого ее еще называют «школа Дарди»Антонио Манчиолино (Antonio Manciolino), Акилле Мароццо (Achille Marozzo) и ряда других. Руководитель клуба: Алексей Гарагатый.

«Sunday School of Fencing», Tula (Russia). Article is available in English.

Club was founded in the autumn of 2004 for studying of historical fencing. The head of the club is Alex Garagaty. Club introduces the Historically Accurate Swordsmanship which is in other words means traditional HEMA conception. Club studies historical swordsmanship with cold steel (bladed) weapon and consider three interrelated areas of this process: studying of the role and place of cold steel weapons in the history and culture of people; exploring of historically accurate tactical and technical characteristics of weapons; exploring historically correct fencing techniques.

The basic direction of studying — the so-called «Bolognese Swordsmanship» which covers the combat system by various fencing masters of Bologna (Italy) in XVI — early XVII century. This school traditionally includes works by such masters of fencing as Filippo di Bartolomeo Dardi, on whose behalf it is called «School of Dardi» as well, Antonio Manciolino, Achille Marozzo and some others.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: