Истфех vs HEMA. Некоторые выводы и размышления.

Для сравнения российского исторического фехтования и HEMA было взято несколько критериев на наш взгляд отражающих суть обоих течений наилучшим образом, а именно: регион, эпоха, оружие, экипировка, отношение к спорту, отношение к первоисточнику, степень современной адаптации, научно-исследовательский вклад. Получилось следующее:

Европейское НЕМА

Российский истфех

 

Регион Народы населявшие преимущественно Западную Европу Западная и Восточная Европа, Русь, а также ряд других территорий(например, захваченных во время Татаро-монгольского ига)
Эпоха Начиная с римских легионеров, но в основном период нач. XIV в. – первой пол. XX в. Преимущественно эпоха Средневековья и Возрождения. Период XVIII — XX вв. в понятие ИФ не входит(исключение  клубы и студии, практикующие классическое фехтование)
Оружие Преимущественно стальное. Дополнительно в качестве тренировочного оружия используется дерево, ротанг, реже пластик Холодное, текстолитовое и дюралюминивое оружие. В дуэльном фехтовании преимущественно текстолит(изготавливается в виде реплик оригиналов)
Экипировка Классическая: спортивная маска, защита затылка, колет, кюлоты, кеды. Может использоваться специальный гамбезон или кожаная кираса поверх колета. Обязательна дополнительная защита -щитки и накладки. Крайне редко используется незначительная стилизация костюма Преимущественно реконструкция исторического костюма или стилизация под исторический костюм.  В основном эпоха Средневековья или а-ля Ренессанс. Дополнительную защиту в виде щитков и накладок предпочитают скрывать под костюмом
Отношение к спорту Присутствует спортивная составляющая Присутствует спортивная составляющая
Первоисточники Наличие оригинального методического первоисточника обязательно Наличие оригинального методического первоисточника не всегда обязательно
Адаптация У теоретиков минимальная.
У практиков в разумном пределе
В большинстве (есть исключения) случаев используется адаптация с учетом навыков современного   фехтования. Активно применяет приемы других единоборств
Научно-исследовательский вклад: издание книг, переводов, расшифровки манускриптов Внесло огромный вклад в развитие этого направления — переводы на английский язык, расшифровка древних манускриптов, издание новых книг и методических пособий по изучению древнего искусства; выставки, мастер-классы и семинары международного уровня Какой-либо серьезный печатно-публицистический вклад, аналогичный зарубежному, отсутствует (данных подтверждающих иное у Редакции журнала нет, к сожалению).Основная активность на уровне Интернет-ресурсов и блогосферы. Последние несколько лет, благодаря некоторым энтузиастам ИФ, появляются переводы отдельных статей и глав из книг, а также аналитические статьи (диссертации, докторские и т. д.  не рассматриваются)

Таким образом можно отметить, что по ряду параметров российское историческое фехтование и HEMA схожи, но и различия существенны. Можно отметить, что основные различия обусловлены объективными факторами появления и развития исторического фехтования в России: замкнутость тогда еще советского общества, степень доступности исторических материалов, развитие информационного обмена, внутреннее восприятие истории западной культуры, российские законодательные нюансы относительно реплик холодного оружия и многое другое.

HEMA и российское историческое фехтование —  как две стороны одной медали. Если их попытаться изобразить, то  они выглядели бы так:

 Европейское HEMA

 Российский ИФ

 via Schwert am Schwert  Дом Ордена св. Иоанна Иерусалимского в НСК

Конечно, это взгляд с некоторой долей иронии, которая часто звучит из уст самих любителей исторического фехтования. Но чем объяснить подобный интерес именно к средневековому периоду? Желание максимально уйти от реальности? Дистанцироваться от современных достижений цивилизации?

Вспомним определение исторического фехтования от ФИФ и ряда других клубов и объединений. Наиболее популярными в российском историческом фехтовании являются эпохи Высокого средневековья и Позднего средневековья, а одним из самых ярких и популярных фехтовальных направлений «бугурт» —  рыцарский турнир, в ходе которого две группы рыцарей, вооруженных затупленным оружием (копьями, либо другим турнирным арсеналом, как например палица, меч, двуручный меч, топор, алебарда; или комбинацией, состоящей из одинакового типа оружия), сражались друг против друга..

Некоторые историки и психологи увязывают подобный интерес  с русскими национальными традициями. Например, именно на Руси были популярны массовые кулачные бои. Отчасти, оттого и не прижились утонченные понятия дуэльного кодекса и чести, потому что в начале в ход шли кулаки, а потом уже выясняли причину, если оставалось кому выяснять. Возможно поэтому, эпоха Просвещения (конец XVII века — начало XIX века) и последующий XIX век вообще выпадет из поля зрения российских поклонников исторического фехтования, за исключением редких случаев.  С уверенностью можно сказать, что российское историческое фехтование — это действительно самобытное течение, в чем-то похожее на западное, но в большей мере уникальное национальное явление.

Если же говорить о HEMA, то по своей сути HEMA можно сравнить с восточными боевыми искусствами, которые всегда были неразрывно связаны с культурой и философией народа их практикующего. HEMA говорит, «чтобы понять боевые искусства Европы, нужно изучать культуру, философию и традиции народов, населявших Европу». Российское же историческое фехтование, несмотря на все попытки реконструировать быт и антураж представляемой эпохи, относится к этому более опосредованно, как бы наблюдая со стороны. От этого любая попытка ее воспроизвести или интерпретировать будет всегда больше похожа на реконструкцию или стилизацию, нежели сам оригинал. Но это нормально, потому что можно воспроизвести дом, утварь, одежду, оружие, но сложнее, а порой и невозможно, понять культуру, философию, взаимоотношение людей и их взгляды на жизнь.

И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о важности первоисточника — трактата, фехтбуха, учебника — без которого не было бы и HEMA. Говоря современным языком менеджмента, любой учебник по фехтованию — это в первую очередь результат оценки автором своей потенциальной целевой аудитории. «Я знаю, кто вы и что вам нужно, потому что Я часть ВАС». Мы не знаем точно, сколько людей практиковало его методику и в каком объеме. Но мы знаем, что существовали определенные объективные предпосылки к появлению данной методики у данной целевой группы. Таким образом, мы получаем информацию о тенденциях в социокультуре целевой группы. То есть методика не ради самой методики, как это может показаться на первый взгляд, а как субъективная реакция автора на объективную потребность целевой группы.

Именно поэтому, нет возможности изучать фехтовальные трактаты исключительно в рамках соревновательной практики. В этом нет смысла. Они не работают из-за различия целевых групп: той и нынешней.  Фраза некоторых соотечественников «фехтуйте по Капо Ферро, если хотите проиграть» — вполне понятна. Это очевидно! Но очевидно, как некоторые ошибочно думают, не с позиции оценки эффективности изучаемой методики, а с позиции различия целевых групп. Мы — не они; мы не можем быть ими; мы никогда ими не будем!

Именно поэтому, в основе HEMA лежит в первую очередь методическое изучение первоисточника, а уже потом идет попытка тестирования практической эффективности в зависимости от внешних условий: практические занятия, свободные поединки или турнирная деятельность. Идея целостности восприятия и использования первоисточника без вмешательства с позиции знаний современного человека вполне логична, если мы стремимся изучить технику придуманную Кем-то, а не изобретенную заново Нами.

Джон Клементс в Петербурге. Историческая фотография. Джон Клементс в первом ряду слева.

Джон Клементс в Петербурге. Историческая фотография. Джон Клементс в первом ряду слева

Если вы придерживаетесь мнения, что «все трактаты необходимо подвергать критическому анализу, потому что в них содержится изрядное количество неверных утверждений и мало применимых приемов», то этому занятию вполне можно найти интересное применение, но это будет уже другое —  не историческое и не HEMA, хотя в руках и может быть меч или рапира…

Автор продолжит исследования в данном контексте, поэтому раздел может обновляться.
При подготовке раздела автором использовалась информация исторических сообществ, выложенная в Интернет, личные наработки и исследования данного вопроса, личные знакомства и контакты с представителями HEMA сообщества и российских клубов. Также использовались материалы следующих Интернет-ресурсов:

линия-узор

↑Наверх↑

историческое европейское фехтование, классическое фехтование, дуэльное фехтование, историческое фехтование, спортивное фехтование, Россия, шпага, рапира, сабля, школы, клубы, ассоциации, федерации, historical europian fencing, hema, classical fencing, sport fencing

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: