Отрывок из х/ф «Клинок Шарпа» (англ. «Sharpe’s Sword»)

Ричард Шарп (англ. Richard Sharpe) — вымышленный персонаж, английский стрелок, главный герой цикла исторических романов Бернарда Корнуэлла и снятого по нему телесериала с английским актёром Шоном Бином в главной роли.

«Клинок Шарпа» — одна из серий английского исторического телесериала «Приключения королевского стрелка Шарпа», снятая по мотивам романа Бернарда Корнуэлла «Клинок Шарпа». В ней показан вымышленный эпизод войны на Пиренейском полуострове. Дата выхода на экраны 1995 год.

Сюжет.

В сюжете показан момент, когда во время отсутствия Шарпа, вечно ищущий на свою голову приключения и озабоченный Сэр Генри Симмерсон, взяв в руки smallsword, пытается своеобразным образом добиться взаимности от Эммы. Очевидно, что девушка не в восторге от такой перспективы и за нее вступается отец Кертис — приходской священник ирландской общины, бывший военный, опытный фехтовальщик и обладатель лучшей в Испании коллекции холодного оружия. Делает он это уверенно и быстро, держа в руке клинок из Толедо. Изрядно «поцарапав» сэра Генри, священник обвиняет Симмерсона еще и в измене (тот выдал французам план первого штурма). В итоге, Симмерсон в расстроенных чувствах уползает на четвереньках, а Эмма бросается в объятия священника, по сути возвращая себе веру в Бога и человека.

Фехтование.

На что следует обратить внимание. Снова мы наблюдаем использование smallsword скорее в бытовой ситуации, чем в боевой. Это не дуэль, не «ренконтр» и даже не фехтовальный поединок. Один человек использует шпагу не по назначению, другой человек учит его хорошим манерам. Но даже в такой ситуации, авторы случайно или намеренно грамотно показали различные стили владения шпагой у обоих персонажей фильма. Сэр Генри — дворянин, гражданский человек. Он умеет обращаться с клинком, скорее всего, в манере и на уровне присущем среднестатистическому фехтовальщику, которым являлся почти каждый мужчина дворянского сословия, не склонный к военным авантюрам. Обратите внимание на хват. Это не ошибка. Так могли держать smallsword именно британцы.

Хват smallsword по Доналду Мак Бейну.

Хват smallsword по Доналду Мак Бейну.

Подобный хват, например, рекомендовал в своей работе в 1728 году шотландец по происхождению Доналд МакБейн (Donald McBane). Его работа «Expert Sword-Man’s Companion» базируется на его личном опыте солдата, сорок лет(!) проведшего с оружием в руках и благополучно дожившего до старости. Первая дуэль в 28 лет и последняя в 62 года против молодого оппонента, которому он нанес семь ран; несколько кровавых побоищ, в том числе знаменитая битва при Килликранки [1] в ходе Якобитского восстания [2] в 1689 году.

По поводу держания smallsword в руке МакБейн писал следующее:

«Обхватите всеми пальцами рукоятку, большой палец расположен близко к гарде; некоторые располагают указательный палец вдоль рукоятки по направлению к гарде (фр. хват — прим переводчика) и навершие лежит у основания ладони. В таком положении сложно управлять клинком и единственное преимущество в том, что вы держите противника на расстоянии от себя. Иначе, если эфес оружия противника больше (мощнее) вашего (эфеса), то ваше оружие выбьют батманом».

Достаточно странно звучит для современного фехтовальщика, спустя триста лет развития фехтовального искусства, но тем не менее это так. Однако, не будем сейчас долго задерживаться на данном моменте. Эта тема достойна отдельного обсуждения.

Что касается отца Кертиса, то можно сразу отметить его отличную от британского стиля технику фехтования. Возможно, он владеет континентальным стилем фехтования на шпагах, ведь он бывший военный, фехтовальщик, коллекционер и живет на границе Франции и Испании.

Также вполне правдоподобно выглядят ранения сэра Генри, если учесть что удар шпагой пришелся под жилет. Подобная шпага вполне может порвать рубашку и серьезно процарапать тело. Главное, что никаких фонтанов крови, изодранной в клочья одежды или часа фехтования без единой царапины.

Еще что может порадовать любителя smallsword — это использование настоящих шпаг: типичной британской, в случае с сэром Генри, и французской — в руках у священника. Однако, чаще всего в кино можно наблюдать, даже при наличии превосходно выполненного эфеса, спортивные клинки, которые сложно спутать из-за характерного дола.

Современная интерпретация.

Сегодня, скорее всего, сэр Генри воспользовался бы мобильным гаджетом, пообещав сфотографировать полуобнаженную и униженную Эмму и разместить ее фото в Facebook. С Кертисом сложнее. Скорее всего, он попытался бы призвать Симмерсона к порядку или воззвать к его голосу разума. А вот вмешался бы — сложно сказать. Таковы реалии современного мира.

Выводы.

Использование оружия может быть нестандартным и гораздо более прозаичным и простым, чем мы могли бы себе  представить. Но это нисколько не умоляет интерес к ситуативным вариациям на тему smallsword и позволяет нам лучше представить поведенческий характер представителей различный слоев общества прошлых столетий.

Примечания

[1] Килликранки (Killiecrankie), Восстание якобитов — место сражения 27 июля 1689 между английскими королевскими войсками численностью 3400 чел., верными Вильгельму Оранскому, под командованием генерала Маккея, и 2500 якобитами из шотл. горцев под командованием Данди. Данди дал возможность Маккею вступить на равнину за перевалом Килликранки, а затем, спустившись с высот, обрушился на роялистов и наголову разбил их, уничтожив 2000 и взяв в плен 500 чел. Якобиты потеряли ок. 900 чел., среди них был и Данди. Маккей, добравшись до Стерлинга, имел в строю только 400 чел. См. Бойн.

[2] Первое «якобитское» восстание в 1715 году с целью захвата короны для сына Якова II, в котором якобиты потерпели поражение.

Журнал «Европейское фехтование: люди, события, факты» © 2013

Реклама

2 Responses to Отрывок из х/ф «Клинок Шарпа» (англ. «Sharpe’s Sword»)

  1. Игорь, эти кадры, Имхо не ахти 🙂
    Больше всего, по теме смалл-сворда, мне понравился бой из к/ф «Вальмон» (фр. Valmont)режиссуры Милоша Формана http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%BD
    Где молодой мальтийский кавалер (по совместительству, учитель игры на арфе) фехтует с пожилым женихом своей возлюбленной.

    • Значит, режиссер добился своего. 🙂 Как только на первый план вылезает зрелищность, значит все, правда жизни убита и вы смотрите постановочное фехтование, пускай и мастерски поставленное. Здесь тонкая грань, которую легко переступить. А идея публикации данных отрывков показать наиболее прозаичное применение smallsword именно как повседневного «гаджета» человека, той эпохи, когда подобные аксессуары были в моде. Спасибо за ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: