“Меч и щит”. Часть 2 — Фундаментальные передвижения и работа ногами.


Автор работы: Джон Клементс (John Clements) © 1998год.

Перевод с английского: И.Р. Курбанов
Коррекция перевода: Андреев И. Ю. © 2013

Быстрые и эффективные перемещения во время поединка являются необходимым условием для любого вида фехтования, потому что само по себе движение является фундаментальной основой любых видов боевых искусств. Передвижение используется для достижения нужной дистанции с оппонентом. Мы двигаемся, чтобы нанести удар, выполнить финт (обманное движение) или создать необходимую ситуацию для нанесения удара; двигаемся назад, чтобы избежать встречного удара или намеренно вызвать встречную атаку и потом контратаковать; передвигаться в стороны, для решения тех же задач.

Положение ног в стойке должно быть естественным для человека. Ступни разведены примерно под углом 45 градусов. Ступня впереди стоящей ноги направлена на оппонента, ступня опорной ноги или сама нога расположена под углом примерно в 45 градусов к впереди стоящей ноге. Похожая позиция используется в боксе и во многих других боевых искусствах. Человек в данной стойке наиболее подвижен, нежели в стойке с перпендикулярной “L”-образной позицией, используемой в современном фехтовании. “L”-образная позиция была придумана в начале XVIII века для того, чтобы уменьшить поражаемую поверхность тела, и использовалась преимущественно на колющем оружии. В противоположность ей, позиция с разворотом ступней под 45 градусов облегчает перемещения и оптимально распределяет вес тела, позволяя выбирать удобную дистанцию для нанесения удара или уклоняться от них. Бедра и плечи могут быть развернуты в соответствии с выполняемыми ударами, в то время как ноги занимают удобное положение. В этой позиции любая нога может быть впереди стоящей, с возможностью выполнения последующего шага вперед или назад. Подобно естественной походке человека, в данной стойке ступни не параллельны друг другу, а развернуты примерно под углом 45 градусов к оси перемещения вперед/назад. Перемещения со щитом и мечом во время поединка производятся схожим образом. Эта позиция также позволяет поднимать ноги или отшагивать в сторону, чтобы избегать ударов по голени и лучше защищать их  щитом. В отличие от “L”-образной стойки, данная позиция позволяет поворачиваться во все стороны, ударять и парировать выпады оппонентов со всех сторон (необходимо при поединке с несколькими оппонентами).

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Положение стоп в «стандартной» фронтальной позиции со щитом (показано в варианте для бойца-правши). Пятки стоп расположены примерно на ширине плеч.

  • Lead foot (shield) — впереди стоящая нога или «щитовая» нога.
  • Rear foot (weapon) — сзади стоящая нога или опорная нога, или «мечевая» нога.

Большинство движений со щитом и мечом для подготовки атаки начинаются с небольшого шага вперед впереди стоящей ногой. Шаг может быть полным (на длину ступни), двойным, или полушагом.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Другим начальным движением может быть небольшой шаг сзади стоящей ногой. Он комбинируется с коротким быстрым смещением назад. Все это станет более понятным, как только мы изучив технику удара и парирования, перейдем к тренировкам с использованием меча и щита.

Выдвижение для удара завершается проходом со сменой стойки. Проход со сменой стойки может быть начат с любой ноги. Можно сделать проход назад впереди стоящей ногой или сзади стоящей ногой вперед. В шаге вперед, энергичный проход выполняется сзади стоящей ногой с последующей сменой стойки и постановкой ее перед впереди стоящей ногой. «Щитовая» нога поворачивается немного на пятке, когда сзади стоящая нога выполняет шаг вперед и занимает позицию впереди стоящей ноги. Такой способ продвижения позволяет наносить удар одновременно с движением. Из новой стойки действие можно повторить толчковым движением вперед «щитовой» стороны, или неожиданно сделав шаг назад.

Смысл быстрого прохода со сменой стойки – добавить силы и динамики удару и выиграть дистанцию, когда ваш удар достигает оппонента. Действие похоже на то, что применяется в фехтовании колюще-рубящем оружием Эпохи Возрождения, где большинство ударов наносится с проходом. Данная техника перемещения является базовой для большинства методик фехтования.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Проход с шагом вперед.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Проход с шагом назад.

.
Также как проход с шагом вперед, впереди стоящей «щитовой» ногой можно сделать проход с шагом назад, чтобы сменить стойку на обратную. В это же время, ступня сзади стоящая нога, немного поворачиваясь, становится впереди стоящей «щитовой» ногой. Это действие может быть немедленно повторено из новой стойки, чтобы позволить быстрое, хорошо защищенное движение назад или отступление. Движение назад также позволяет мгновенно переместиться вперед для повторной атаки. Удары можно наносить не прекращая движения. Толчковое движение щита назад, как будто бы вы хотели забросить его назад, является формой смещения для выноса оружия вперед. Смысл этого быстрого отхода назад заключается в удалении своего тела от противника, в то время как оружие переносится вокруг для противодействия его атаке.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

При маневрировании, сзади стоящая ступня может быть перемещена для принятия более широкой стойки, путем короткого шага назад или скрестного шага в сторону. Этот прием выполняется как совместно с защитой или ударом, для подготовки большого шага, так и в упреждении проходящего шага вперед или назад. Передняя нога при этом может также сделать быстрый сдвигающийся шаг или маленький скачок.

Важно отметить, что хотя многие рисунки, изображенные здесь, показывают бойцов только выше пояса, это не означает, что используются только движения руками. Почти все действия требуют работы ногами. Фактически каждый раз, когда вы перемещаете оружие для атаки, защиты, финта или предпринимаете любое другое действие, ваши ступни должны каким-либо образом сдвинуться. Как и другие действия, работа ног должна быть естественной, а не жесткой и предсказуемой. Избегайте как размеренного и ритмичного стиля, так и неподвижной манеры театрального фехтования, используемой для безопасности актеров.

Передвижение – решающий момент в бою. При работе с щитом и мечом, основное назначение перемещений — сближение для выполнения удара или уклонение от атак. Один шаг для удара или шаг назад для ухода от встречной атаки и последующая контратака. И хотя в ходе боя возможны стремительные броски, шаги будут более приемлемы для ведения поединка. Проход с шагом вперед для удара или проход с шагом назад для парирования удара и контратаки – фундаментальные движения при работе и использованием меча и щита. Наилучшим образом эти перемещения выполняются «высокой» и «задней» стоек. Работа ногами, подходящая для рубящего и колющего стиля боя мечом и щитом, не так сложна, как появившаяся позже колюще-рубящая форма фехтования Ренессанса. В средневековый период не было необходимости в сложных формах. Шаги, применяемые для боя со средневековым оружием, просты, естественны и эффективны.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

С использованием щита, стандартный шаг вперед может быть начат с «щитовой» ноги.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

В движении вперед или назад сзади стоящая нога может приподниматься для небольшого скачкообразного движения.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Чтобы возвратиться из “обратной стойки” после прохода вперед, опорная нога может быть смещена назад в исходную позицию или «щитовой» ногой можно сделать проход для занятия новой позиции.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Первичная задача перемещения — удар с проходом вперед. Опорная нога перемещается вперед одновременно с движением руки и оружия в ней. Как только бедра поворачиваются, боец сохраняет положение щита перед собой легким поворотом плеча.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Действие, противоположное атаке с проходом вперед — отвод «щитовой» ноги назад с одновременным уходом с линии атаки. «Щитовая» нога отводится назад с последующим небольшим разворотом туловища и одновременно с ударом в темп на атаку противника, или его продвижение вперед. Это действие уводит тело из-под удара с линии атаки и в то же время позволяет выполнить контрудар по атакующему оппоненту. Щит может быть также поднят или отведен для защиты, или держаться неподвижно.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Уход с линии атаки впереди стоящей ногой с шагом назад создает впечатление увеличения дистанции между оппонентами. С другой стороны крутящий момент при развороте туловища добавляет силы и динамики последующему контрудару. Это действие также убирает голень впереди стоящей ноги от встречной атаки противника и одновременно позволяет выполнить контрудар по наиболее легко досягаемым частям тела оппонента: по голеням ног или вытянутой руке. Риск быть контр-атакованным, выполняя  проход назад с последующим уходом с линии атаки, значительно меньше, чем при атаке проходом с  шагом вперед.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Проход назад приводит к обратной стойке, в которой опорная «мечевая» нога впереди, а стойка с оружием в руках принимает «высокую», «среднюю» или «заднюю» позицию. Щит держится фронтально перед собой. Из этого положения может быть сделан как проход вперед «щитовой» ногой, так и проход назад «мечевой» ногой, чтобы вернуться во фронтальную исходную стойку. Выбор действия определяется: наступаете ли вы или атакует противник. Поединок — это не постоянные атаки противника или неотступное отступление назад. И то и другое применяется, в зависимости от стиля ведения поединка и поставленных целей. Обычно, оружие движется одновременно с любыми перемещениями ног. Иногда, движение оружия может немного опережать движение ног.

При маневрировании (проход с шагом вперед/назад, шаг в сторону, уклонение) не должно быть лишних движений или кружения вокруг. Вышеописанная концепция перемещений общая для многих боевых фехтовальных искусств.

Пример последовательности для простого прохода с шагом вперед:

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Из «высокой» защиты.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Удар с проходом вперед.

Для соблюдения равновесия и правильности движений, расстояние между ступнями сохраняется во время под-шагов или шагов. Возможны небольшие вариации при шаге назад или в сторону, чтобы добиться нужной дистанции до оппонента.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Из “обратной стойки” сделайте еще один шаг, чтобы перенести «щитовую» ногу вперед.

Из «обратной стойки» легче сделать шаг назад и контрудар, чем шаг со щитом вперед . Важно понимать, что техника проходов с помощью шагов — наиболее простой аспект методики перемещений с использованием меча и щита.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Возврат в исходную (с ведущей «щитовой» ногой) «высокую» стойку.

Вдобавок к шагам для уклонения или нанесения ударов и уколов, существуют другие движения, которые используются по мере необходимости. Они могут включать в себя невысокие подпрыгивания, скачковые движения или даже выпад вперед любой из ног. И хотя  техника выпада, как отдельное законченное действие, не использовалось до появления новых методик фехтования эпохи Возрождения, похожее действие в виде длинного и быстрого шага вперед одной из ног, встречается в некоторых средневековых трактатах. Это действие не такое длинное, как обычно используется с колющим оружием, но подобный выпад вполне применим при работе с щитом и мечом.

Также, существует множество случаев, когда для быстрого удара или защиты в новом направлении требуется быстро повернуться на пятках. Часто требуются повороты влево, вправо, или назад во время боя со многими оппонентами. Идея в том, чтобы двигаться быстро, эффективно и сбалансировано, и использовать динамику поворота в направлении удара или парирования удара. Нужно запомнить простое правило – следовать «45-градусной стойке», двигаться вперед, назад или в сторону шагами со сменой стойки.

“Меч и щит”. Джон Клементс. 2. Фундаментальные передвижения и работа ног.

Имейте в виду, что последовательность действий в средневековом поединке не является строгой. Атаки могут идти с любого направления, а поединок не «линеен”. Простейшие перемещения и стойки с использованием меча и щита, позволяют легко поворачиваться на 360 градусов, защищаясь и выполняя удары с любой стороны. Твердая стойка и отработанная техника передвижения требуются для выполнения сильного удара. Вы не должны терять равновесие во время удара.

↑Наверх↑


1. Основные стойки
2. Фундаментальные передвижения и работа ногами
3. Нацеливание
4. Раны
5. Рубка
6. Парирование мечом и щитом
7. Ложные позы, плохие стойки и вредные привычки
8. Поединок на мечах и щитах


Автор книги: Джон Клементс (John Clements) © 1998 год.
Издана в печать в 1998 году редакцией http://www.paladin-press.com/
Перевод с английского: И.Р. Курбанов 
Впервые перевод с английского опубликован  в ноябре 2007 года на сайте  http://avalon.7fi.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: