Дуэль 23 июня 1880 года. М. дю Мулян — граф Отёрив.


- М. Анри Рошфор (сын) (Henry Rochefort)

— М. дю Мулян, атташе при посольстве

М. дю Мулян ранен сквозным ударом в предплечье.

— М. граф д’Отёрив

Причина: высказывания в клубе New-club.

Секунданты:
— со стороны М. дю Мулян: М. майор Пьерр и майор Буркарт;
— со стороны М. д’Отёрив: М. Альфонсо де Альдама и де Марёй.

Дрались на шпагах.

М. дю Мулян был ранен в предплечье. Шпага М. д’Отёрива пронзила руку противника насквозь.

Информация к размышлению.

О ранении в руку.

Чем хороши факты? Факт – это событие или результат. Факт – это нечто реальное, а не вымышленное. Факт – это конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному. Я люблю факты! Ранение навылет в руку – это факт. Возможность продолжать поединок этой рукой, чтобы нанести ответный удар, или «after blow» в терминологии современного исторического фехтования — это общее и абстрактное. Ранение навылет – оно здесь и сейчас. «After blow» — это «может быть» и «как пойдет».

Помните ту самую работу Альфреда Хаттона «Cold Steel», по которой можно было учить фехтование на сабле образца XIX века, но никто этого почему-то не делал? А ведь это был фактически один из самых первых аутентичных учебников фехтования викторианской Англии, переведенный на русский язык. Даже правила проведения ассо в конце учебника для гурманов классического фехтования. Одна из моих любимых фраз автора:

«В ходе настоящего поединка нет необходимости лишать жизни противника. В первую очередь обеспечьте свою собственную безопасность, после чего закончите поединок в свою пользу, обезоружив его. Поэтому, я не могу представить себе более эффективного способа, чем 6 дюймов стали, пронзивших вооруженную руку».

Очевидно г-н д’Отёрив был человеком опытным и знал, как пользоваться шпагой. Тот же д’Отёрив ранил графа де Лардета 21 июня в запястье. Из других примеров, вспомним дуэль и ранение М. Карвиля в руку 6 июня. А днем раньше, 5 июня, принц де Санта Северина ранен также в руку и, кстати, попытался продолжить дуэль, но врачи остановили поединок по причине продолжающегося кровотечения. Возвращаясь к графу, нужно отметить, что та энергичность, с которой он наносил удар просто лишала противника всякой возможности сделать что-либо «аfter». И об этом следующий исторический факт.

Вариант укола в руку из книги

Вариант укола в руку из книги «Фехтование» В. А. Аркадьева

Тройная дуэль.

Читатель знаком с героем Александра Дюма, у которого тройная дуэль не состоялась, иначе мы никогда не узнали бы о приключениях великолепной четверки мушкетеров короля. Хотя даже в этом примере, д’Артаньян схлопотал три вызова в один день, пускай у всех вызовов и была различная подоплека.

«- Вы не поняли меня, господа, — сказал д’Артаньян, подняв голову. Луч солнца, коснувшись в эту минуту его головы, оттенил тонкие и смелые черты его лица. — Я просил у вас извинения на тот случай, если не буду иметь возможности дать удовлетворение всем троим. Ведь господин Атос имеет право первым убить меня, и это может лишить меня возможности уплатить свой долг чести вам, господин Портос; обязательство же, выданное вам, господин Арамис, превращается почти в ничто. А теперь, милостивые государи, повторяю еще раз: прошу простить меня, но только за это… Не начнем ли мы?

С этими словами молодой гасконец смело выхватил шпагу.

Кровь ударила ему в голову. В эту минуту он готов был обнажить шпагу против всех мушкетеров королевства, как обнажил ее сейчас против Атоса, Портоса и Арамиса».

Дуэль д'Артаньяна и Атоса у монастыря Дешо. Из книги

Дуэль д’Артаньяна и Атоса у монастыря Дешо. Из книги «Три мушкетера». Одна из моих любимых иллюстраций И.С.Кускова.

Граф д’Отёрив подошел к этому вопросу прагматично и сумел провести все три дуэли, поводом для которых послужила одна и та же причина — некий случай в клубе New-club. А всего-то нужно было разнести дуэли по дням. Хорошо, что мушкетеры не знали, что так можно.

К сожалению, фотографического или художественного изображения графа найти не удалось, но вот барон де Во, с которым мы уже встречались раньше на страницах альманаха, в своей книге «Фехтовальщики» («Les hommes d’épée») упоминает эту историю с графом. При этом он отмечает, что ему известен всего лишь один похожий случай тройной дуэли, произошедшей по одной и той же причине. Писатель Теодор де Грав в своей книге «Трагедии с мечом» («Les drames de l’épée») поведал о приключениях некоего господина из Бордо по имени де Клаво. Впрочем, на количестве дуэлей сходство заканчивается. Как-нибудь мы еще вернемся к этому рассказу. Что касается графа, то барон оставил нам отличный словесный потрет этого господина, который я с удовольствием привожу полностью:

«Спешу вам сообщить, что М. д’Отёрив совсем не похож на того господина из Бордо, историю которого нам поведал де Грав.

Граф д’Отёрив работал в качестве атташе в Министерстве иностранных дел. Это был молодой мужчина 30 — 35 лет, роста выше среднего, крепко сложенный, стройный, с благородной осанкой, блондин – одним словом, он представлял собой типичного представителя высших слоев общества Парижа.

Его рабочий день был насыщенным. Развлечениям он предпочитал работу, которая занимала почти все основное время, поэтому ему тщательно приходилось выбирать в своем плотном графике окошко для личных дел. Он не был слишком известен ни в одном из залов Парижа. Занимался фехтованием у себя дома. Но фехтовальщиком был фантастическим. Уверенная стойка в позиции перед лицом противника. Как говорится, «твердо стоял на своих двоих». Действовал настолько страстно и энергично, насколько это было свойственно его натуре. Действия были отрывистыми. Грамотно умел поймать оппонента на его же собственных ошибках. Часто использовал батманы и атаковал с такой уверенностью и силой, что иногда становился причиной серьезных повреждений у оппонента, если пластрону не удавалось погасить удар.

На фехтовальной дорожке у него была низкая стойка, рука почти вытянута, и длинный выпад в атаке. Как никто другой, он обманывал клинок противника великолепным переводом и атакой изумительной длины. Однако, фехтовал не забывая о защите. В атаке проявлял импульсивность, парируя атаку оппонента круговым завязыванием через septime, после чего следовал рипост в той же линии, с учетом всех преимуществ своего роста.

Завязывание. Из книги

Завязывание. Из книги «The theory and practice of fencing», Julio Martinez Castello

Если бы д’Отёрив принимал участие в турнирах, его место было бы в пятерке лучших любителей фехтования, и мы верим, что он вскоре займет его по праву».

Пока не знаю, исполнились ли пожелания барона де Во или нет. Очевидно, характеристика графу д’Отёрив была дана со знанием дела, а значит заслуживает внимание, как еще один интереснейший факт из французской истории дуэлей. Кроме того, это великолепный пример для лучшего понимания превалирующих тенденций в фехтовании на дуэльных шпагах второй половине XIX века.


Дополнительные материалы:

  1. Charles Maurice de Vaux. «Les hommes d’épée». 1882 год.

↑Наверх↑

По данным справочника «Annuaire du duel 1880 — 1889». Изд. 1891г, Париж.
© 2020, Перевод с фр. Андреев И.Ю.

Оставьте комментарий