Дуэль 3 июня 1880 года. Анри Рошфор (отец) — Кёклен.


- М. Анри Рошфор (сын) (Henry Rochefort)

— М. Анри Рошфор (отец) (M. Henry Rochefort), дир. газеты l’Intransigeant

М. Рошфор ранен в живот.

— М. Кёклен

Причина: письмо М. Рошфора, в котором М. Кёклен усмотрел себя оскорбленным.

Секунданты М. Кёклен: М. Анатоль Шоффур и М. Альбер Дюбрюйо

Секунданты М. Рошфора: М. Локруа и Ж. Клемансо.

Дуэль на шпагах, район Коппе, Швейцария. М. Рошфор серьезно ранен в живот.

Информация к размышлению.

Итак, 2 июня дуэль Рошфора младшего не состоялась. Но нечто произошло на следующий день. Чтобы лучше разобраться в этой истории, предлагаю посмотреть, с чего она начиналась. Для этого заглянем в прессу того времени и начнем с австралийской газеты «The Sydney Morning Herald». Небольшая статья на эту тему в номере от 23 июля 1880 года, который удалось мне «откопать» в Национальной библиотеке Австралии, приоткрывает завесу этого дела. Семнадцатилетний сын М. Рошфора, французского политика и директора газеты «l’Intransigeant», попал в пренеприятнейшую историю. Учась в школе в Париже, в мае 1880 года он заявил, что был ранен во время потасовки между полицией и некими манифестантами недалеко от площади Бастилии. Это случилось в Париже 23 мая, когда в ходе разгона демонстрации парни комиссара М. Андриё слегка намяли бока примерно сорока демонстрантам.

Обратим внимание, что годовщину падения Парижской коммуны в Париже как раз начали отмечать в мае, начиная с 1880 года. Майская кровавая неделя с воскресения 21 мая по воскресение 28 мая 1871 года является заключительным эпизодом истории Парижской коммуны. В ходе кровопролитных боёв Версальская армия разгромила силы коммунаров, город подвергся сильным разрушениям, а взятые в плен коммунары были казнены на кладбище Пер-Лашез по приговору военно-полевого суда.

Фотография. На попытку отнять у них оружие парижские рабочие и ремесленники ответили постройкой баррикад, вооруженным сопротивлением и захватом правительственных зданий.

Фотография. Парижская коммуна. Баррикада. На попытку отнять оружие парижские рабочие и ремесленники ответили постройкой баррикад, вооруженным сопротивлением и захватом правительственных зданий.

Далее, в защиту сына, его отец обратился к комиссару полицию М. Андриё на страницах своего издания «Mot d’Ordre», заявляя, что его сын вернулся из Парижа в Женеву с двумя сабельными ранами: одной на голове и другой на животе. Эти раны, со слов сына, были нанесены ударами сабли полицейского, когда мальчик покидал место своего проживания как раз рядом с этой злополучной площадью. У сына не было на себе какой-либо символики коммуны, и полицейский не мог не знать, чей это сын. И хотя раны оказались не очень серьезными, но все могло бы закончиться хуже, если бы не шляпа на голове сына и не помощь толпы. Кто-то из демонстрантов помог его вытащить из потасовки.

Так был запущен этот долгоиграющий дуэльный сюжет. История стала публичным достоянием. В стороне не остался даже Жорж Клемансо, политический и государственный деятель, журналист, и будущий премьер-министр Франции, ярый антимонархист. Несмотря на свою давнюю дружбу с комиссаром полиции еще с 60-х годов, он принял сторону М. Рошфора, и высказал в правительстве свое недовольство по этому делу.

Очевидно, что в официальном ответе на публикацию возмущенных обращений М. Рошфора было сказано, что его сын принимал непосредственное и «vehemently» (решительное) участие в демонстрации против запрета на ношение коммунистической символики и, что он врет. Кто-то из демонстрантов схватил оружие полицейского, видимо за ножны, а тот, вырывая оружие из рук демонстранта, случайно тукнул молодого Рошфора плоскостью клинка, что впрочем, позволило последнему избежать ареста, ретировавшись с поля боя. В понедельник Анри появился в школе, и не в этот день, не потом, никаких жалоб не было. Кроме того была получена информация, что он заранее намеревался принять участие в демонстрации, чтобы на шесть месяцев угодить в тюремное заключение. Целеустремленный малый! А посему, все возмущения М. Рошфора отца несостоятельны и дискредитируют полицию перед лицом общественности.

Дальше — больше. В дело вмешался М. Кёклен, шурин комиссара полиции М. Андриё, потому что в своих публичных изысканиях М. Рошфор умудрился задеть его честь, упоминанием некой давней дуэли Кёклена, в которой тот проявил якобы «unfair play» (нечесный поединок). Не посоветовавшись с родственником, Кёклен незамедлительно ответил. Приведу отрывок, опубликованный в газете «Le Figaro» от 4 июня 1880 года.

«Я только что прочел свежий номер газеты «Le Mot d’Ordre» Вы утверждаете, что моя дуэль была нечестной. Ваше письмо не просто глупость, это гнусная ложь и клевета. Можно даже сказать, что это проявление Вашего малодушия. Таким образом, я рассматриваю Ваше письмо как свое личное оскорбление. Если Вы благоволите направить двух Ваших друзей по адресу ул. Бонапарта, дом. 47, где проживает М. Дюбрюйо, то они смогут там встретиться с моими секундантами, и обговорить заранее день и час в Женеве, где я мог бы иметь честь встретиться с Вами. Я с нетерпением жду Вашего ответа, если, только потеряв свой разум, вы не растратили все свое мужество…»

Конечно, М. Рошфор вызов принял. Таким образом, вопрос дуэли был решен положительно и маховик неизбежного закрутился на полную! Уже к 31 мая все вопросы были урегулированы секундантами с обеих сторон, и назначена дата дуэли на 3 июня. Здесь следует коротко вернуться к событиям 2 июня, потому что совершенно непонятно зачем М. Рошфор младший пытался устроить дуэль днем раньше c редактором «Gaulois». Возможно, он хотел отвести удар от отца, возможно, им руководствовал юношеский порыв и дерзость. Это мы уже вряд ли узнаем.

Протокол:

«По итогам обмена письмами между М. Анри Рошфором и М. Жоржем Кёкленом, принято решение о неизбежности встречи между этими господами. М. Анатоль Шоффур и Альбер Дюбрюйо, секундаты со стороны М. Ж. Кёклена с одной стороны, и М. Локруа и М. Клемансо, секунданты М. Рошфора, с другой, пришли к согласию по вопросу условий проведения дуэли.

Дуэль будет на шпагах. Бой продолжается до того момента, пока доктор не остановит поединок по просьбе секундатов одной из сторон, по причине невозможности продолжения дуэли одним из участников. Также по требованию одной из сторон можно будет сделать передышку.

Подписано в Париже, 31 мая.

Секунданты:

От. М. Кёклен: М. Анатоль Шоффур и Альбер Дюбрюйо

От М. А. Рошфора: М. Локруа и М. Клемансо»

Секунданты прибыли в Женеву одним поездом к 20.00, отправившись накануне в 8 часов утра из Парижа. Были предприняты все необходимые меры, чтобы избежать интереса к этому делу со стороны швейцарской полиции, хотя понятно, что и журналисты и полиция в курсе, что что-то намечается. Слишком заметные персоны участвовали в этом деле. Для конспирации всех участников придумали пароль. Также намеренно был пущен слух, что дуэль состоится в 11.00, и стреляются на пистолетах. Тем не менее, вся полиция в Женеве была на ногах. Одни дежурили поблизости с отелем Bergues, другие прогуливались рядом с площадью Театра, где проживал М. Рошфор. Кроме того Женеву наводнили журналисты, в ожидании словить свою вишенку для торта. Однако у заговорщиков все шло по плану и на машинах, они благополучно выехали из города, двигаясь вдоль Женевского озера, по направлению к городу Коппе.

Дуэль состоялась на берегу озера, где-то между городками Версуа и Коппе. Можно ориентироваться на деревню Ми, она также фигурирует в отчетах.

Дуэль состоялась на берегу озера, где-то между городками Версуа и Коппе. Можно ориентироваться на деревню Ми, она также фигурирует в отчетах.

Через 45 минут, они прибыли в небольшую деревеньку Версуа. Оттуда направились вглубь леса, по, так называемой, дороге Grotte-sous-Mise — на территории, являющейся частью владений Джеймса-Александра де Пурталь, графа де Пурталь-Горгье, швейцарско-французского банкира. Дорога была окружена дубами — невысокими, но с достаточно пышными кронами, чтобы их листва позволила проезжающим оставаться незамеченными. Прибыли.

Место было выбрано идеально, на берегу озера. Покрытие песчаное, что исключало риск поскользнуться, а густая листва деревьев скрывало площадку от глаз любопытных. Сохранились строки одного из участников концессии:

«Погода была великолепна. Листва, умытая накануне весенним дождем, игриво поблескивала в лучах утреннего солнца. Повсюду были слышны соловьиные трели. Это одно из самых прекраснейших мест в предместьях Женевы: с одной стороны самые лучшие в мире особняки, с другой – озеро невероятных оттенков голубого цвета на фоне гор, и над всем этим вдали величественно возвышается Монблан»

В общем, друзья, будете в Швейцарии, есть место, чтобы сделать очередное фото в стиле «выпадаем с Tramazzone».

Великолепие берегов Женевского озера сегодня. Примерно там, где была дуэль.

Великолепие берегов Женевского озера сегодня. Примерно там, где была дуэль.

Итак, все участники трагедии или фарса, тут уж каждый решит сам для себя, были на месте. Но перед тем как преступить непосредственно к описанию самой дуэли, украду еще минутку вашего драгоценнейшего времени, чтобы дать некоторые характеристики участникам дуэли, на примере отрывка из все той же газеты «Le Figaro»

«М. Рошфор – слишком известен, чтобы о нем можно было что-то добавить.

М. Кёклен – молодой человек, возрастом около 30 лет, бывший офицер. Рост высокий, плотного телосложения, коренастый, в общем, этакий здоровяк. Волосы даже очень светлые, маленькие элегантные усики. Кисти рук крепкие. Отличный фехтовальщик на шпагах. Те, кто видел его накануне со своими секундантами, сидящими за столом заставленным бутылками Романе-Конти, были поражены его самоуверенностью, холоднокровием и спокойствием. М. Кёклен управляет большой прядильной фабрикой в Труа.

Вино, которое пил М. Кёклен с друзьями накануне дуэли. НЕ реклама.

М. Дюбрюйо – бывший унтер-офицер от кавалерии, худощавый молодой человек, блондин, на вид душка. Он как-то связан с книжным магазином Надо, на улице Бонапрата.

М. Шоффур – давний друг Кёклена по полку. Типичный унтер-офицер с выделяющимися на лице усами. Волосы с проседью à la Galiftet».

Ну вот. Теперь вы немного лучше можете представить себе всю картину, включая участников, разворачивающуюся под сенью швейцарских «дубов-колдунов», в отблесках утреннего солнышка на каплях росы.

Жеребьевка определила, что Клемансо будет давать команду: «К бою!». М. Рошфор был взволнован, и казался раздраженным. Шоффур и Клемансо еще раз проверили длину шпаг, и вручили их дуэлянтам. В 5 часов 40 минут Клемансо скомандовал «engagez les épée» и подал сигнал к дуэли. Через 20 секунд все было кончено! М. Рошфор получил ранение клинком в живот, в эпигастриальную область. Обильно хлынула кровь. Доктор Джулиард срочно остановил поединок.

Дуэль Рошфор - Кёклен. Рошфор ранен в живот. Гравюра в газете «L’Univers Illustre».

Дуэль Рошфор — Кёклен. Рошфор ранен в живот. Гравюра в газете «L’Univers Illustre».

Тут сведения в разных источниках несколько разняться. По информации все той же «Le Figaro», первым попытался нанести удар Рошфор, но Кёклен его парировал и, с переводом, нанес ему ответный укол. Газета «L’Univers Illustre» пишет, что Рошфор был обезоружен первым же действием Кёклена. Жан-Батист Дюросель в своей статье, посвященной Жоржу Климансо, отмечает, что шпага выскользнула из перчатки Рошфора, после чего он и получил удар от Кёклена. Есть еще версия газеты «The Sydney Morning Herald», по которой Рошфор мог вообще специально выронить шпагу, потому что не хотел ранить оппонента. Но подобное объяснение мне кажется странным. Хотя если вспомнить статью с описанием трюков «Дуэль на шпагах: некоторые тактические хитрости», как можно избежать дуэли, то описание варианта с потерей оружия вписывается в данную картину. Но тогда, можно предположить, что Рошфор плохо оговорил данный трюк со своими секундантами, иначе они успели бы остановить поединок. В любом случае, дуэль закончилась не в пользу Рошфора.

Доктор осмотрел его рану, которая была глубокой, но не опасной. Он даже сам смог добраться до машины, опираясь на руку Джуллиарда. Секунданты составили протокол дуэли, после чего инцидент можно было считать исчерпанным. Конфликт, длившийся несколько дней, был исчерпан за 20 секунд. Так что это было: вспоротый живот одного и удовлетворенное самолюбие другого или заслуженное наказание одного и «последний довыд чести» другого? Как думаете?

Протокол.

«В соответствии с ранее оговоренными условиями 31 мая 1880 года, встреча состоялась 3 июня 1880 года, недалеко от города Коппе, кантон Во.

В первом же сходе М. Анри Рошфор был ранен в область груди. Врач подтверждает, что М. Анри Рошфор не способен был продолжать поединок.

Подписано в г. Коппе, 3 июня 1880 года.

Секунданты:

От. М. Кёклен: М. Анатоль Шоффур и Альбер Дюбрюйо

От М. А. Рошфора: М. Локруа и М. Клемансо»

Да, интересное расхождение. Вы тоже обратили внимание? Все пишут про удар в живот и про эпигастриальную область, а в протоколе пишут про грудь. Возможно, опечатка. На известной гравюре, опубликованной в газете «L’Univers Illustre», также показан удар в живот.

Ну а что же наши герои? М. Рошфор сначала был отвезен в гостиницу, а потом на квартиру доктора, где ему была оказана вся необходимая помощь. М. Кёклен со своими друзьями отправился в Коппе, где его ждал  шурин, и оттуда поездом все вместе доехали до Лозанны, где, наконец, спокойно позавтракали. Вечером они покинули город, чтобы вернуться во Францию.

Так закончилось 3 июня 1880 года. Вот и я, пишу эти строки сегодня 3 июня 2020 года, но 140 лет спустя. На исходе солнечный, почти как тогда, день. Удивительна жизнь по своей насыщенности и возможным поворотам! Это ведь не просто забияки или голодранцы, это даже не герои романа эпохи ренессанса, так лихо выведенные отчаянным пером Александра Дюма. Это все уважаемые, солидные люди: политики, журналисты, военные. Они с такой яростью отстаивают свое слово, свою честь, невзирая ни на что и разом готовы поставить на кон все, включая жизнь! Удивительные люди, удивительное время. Хотя, во все времена находится место подлым и безрассудным поступкам, а понятие чести продолжает будоражить умы беспокойных «отроков во вселенной» на этой маленькой планете под названием Земля.

Постриктум.

Эта история, сопровождавшаяся различными публикациями, по-разному воспринималась в прессе и в обществе. Кто-то отнесся к этому с должным пониманием, кто-то считал, что все это фарс, достойный «побасенок» в бульварной прессе.

И только Рошфор младший, все никак не мог найти себе покоя. В то же утро, еще не зная результатов поединка, попытался снова вызвать редактора «Gaulois» на дуэль, но жаловался, что не может его найти. В ответ на это, не зная результатов дуэли, М. Артюр Мейер написал Рошфору сыну: «Сеньор, дуэль с семнадцатилетним подростком отвратительна и глупа. Но я готов буду встретиться с Вашим отцом, если он избежит удара М. Кёклена».

Дуэлаторум 80-х продолжался…

Еще информация к размышлению.

Портрет Рошфора, кисти Эдуарда Мане.

Портрет Рошфора, кисти Эдуарда Мане.

Виктор Анри Рошфор (фр. маркиз de Rochefort-Lucay, 1830 — 1913 гг) — известный французский публицист, сын маркиза Клода Луи Мари де Рошфор, плодовитого и остроумного автора водевилей. В 1858 г. основал, вместе с Жюлем Валлесом, «Chronique parisienne«, просуществовавшую недолго; писал театральные рецензии, был одним из редакторов «Charivari».

Из хроникера Р. мало-помалу превратился в публициста и выступил в «Figaro» с рядом сатирических статей, отчасти направленных против правительства. Впоследствии основал свой собственный еженедельный журнал «Lanterne», первый № которого вышел 31 мая 1868 г. и имел чрезвычайный успех. «Lanterne» печаталась в количестве свыше 80000 экземпляров и раскупалась нарасхват; переводилась на все европейские языки (между прочим, и на русский, в сборнике «Современные писатели», СПб., 1868). Успех журнала объясняется — кроме таланта и остроумия автора, нередко, впрочем, выходящего из границ приличия. Он не щадил ни выдающихся деятелей администрации, ни всего строя французской жизни, искусно подмечая слабые стороны второй империи.

Шуму, происходившему вокруг имени Рошфора, способствовали и четыре его дуэли (в том числе с принцем Мюратом и Полем Кассаньяком). Присужденный к тюремному заключению на 1 год, временному лишению гражданских и политических прав и штрафу в 10000 франков, Рошфор успел удалиться в Брюссель, куда вскоре перенес издание своего органа, продолжавшего пользоваться громадным успехом, несмотря на запрещение его во Франции.

В 1869 г. Р. был избран депутатом в законодательный корпус, вернулся в Париж, основал новый журнал «Marseillaise» и продолжал свои нападки на императорскую фамилию. За появившиеся в этом журнале обвинения против принца Пьера Бонапарта, убившего В. Нуара, Рошфор был присужден к тюремному заключению и штрафу в 3000 франков. Выпущенный из тюрьмы после переворота 4 сентября 1870 г., он впоследствии сделался членом правительства национальной обороны, но вскоре вышел из его состава.

Виктор Анри Рошфор (маркиз de Rochefort-Lucay, 1830 - 1913 гг)

Виктор Анри Рошфор (маркиз de Rochefort-Lucay, 1830 — 1913 гг)

Примкнул к радикальной левой, подал голос против предварительных условий мира и затем сложил свои полномочия. В новой своей газете «Mot d’ordre» он явился сторонником парижской коммуны, хотя, под предлогом болезни, отказался выставить свою кандидатуру в члены коммуны; вел сильную полемику против версальского правительства, восхвалял действия революционеров, например разрушение дома Тьера, и побуждал к борьбе до последней крайности.

После вступления регулярных войск в Париж, Рошфор бежал, но был арестован, предан военному суду и отправлен в ссылку. В 1874 г. ему удалось бежать из Новой Каледонии. Поселившись в Лондоне, затем в Женеве, Рошфор возобновил издание «Lanterne» и писал в парижских газетах «Marseillaise», «Mot d’ordre», «Rappel». После общей амнистии 1880 г. Р. вернулся в Париж, где был встречен восторженно, и основал новый журнал радикальной оппозиции «l’Intransigeant», в котором возбуждал французов к «реваншу» и порицал все министерства, не стесняясь в выражениях и не останавливаясь перед клеветой.

В 1889 г. он, вместе с Буланже и графом Диллоном, был предан верховному суду сената и присужден к пожизненному заключению в крепости. Чтобы избегнуть наказания, Рошфор поселился в Лондоне, откуда продолжал в «Intransigeant» свои непрерывные нападки на деятелей республики. Вернулся в Париж после амнистии 1895 г. Когда в конце 1897 г. во Франции началась агитация по делу Дрейфуса, Рошфор, вместе с Дрюмоном, выступил противником пересмотра и горячим защитником главного штаба.


Портрет Жоржа Бенжаме́на Клемансо́, портрет кисти Эдуарда Мане.

Портрет Жоржа Бенжаме́на Клемансо́, портрет кисти Эдуарда Мане.

Жорж Бенжаме́н Клемансо́ (фр. Georges Benjamin Clemenceau, 1841 — 1929 гг) — французский политический и государственный деятель, журналист, премьер-министр Франции. Член Французской академии. За жёсткий характер и непримиримость к политическим противникам получил прозвище «le Wolf» («Волк»). Принимал много раз участие в дуэлях как в качестве непосредственно дуэлянта, так и в качестве секунданта. В обществе пользовался в этом вопросе большим авторитетом.

После революции 4 сентября 1870 года был мэром XVIII (Монмартрского) округа, а 8 февраля 1871 года избран был одним из 43 представителей Парижа в национальное собрание, где занял место в группе крайней левой. Сохранив за собой должность мэра, Клемансо старался путём взаимных уступок достигнуть соглашения между центральным комитетом национальной гвардии и правительством. Усилия эти не удались, крайние элементы получили преобладание, и на новых муниципальных выборах (26 марта 1871 года) Клемансо не был избран, причём счел нужным сложить с себя и депутатское звание. На новых выборах, имевших место (в июле) после подавления коммуны, Клемансо был избран членом муниципального совета; позже был его вице-президентом и президентом.

На выборах в палату депутатов, в феврале 1876 года, Клемансо был избран депутатом от того же XVIII округа Парижа. Одним из первых действий его в палате было требование амнистии осужденным за участие в коммуне — амнистии, в которой он видел залог умиротворения страны. В 1877 году Клемансо был одним из 363 депутатов, которые, сплотившись вокруг Гамбетты, оказали решительный отпор монархической коалиции.

Жорж Бенжаме́н Клемансо́ 

Жорж Бенжаме́н Клемансо́.

Особенно выдающуюся роль он играл при падении кабинетов Гамбетты (в январе 1882 г.) и Ферри (в марте 1885 г.), а также при избрании Карно президентом республики (в декабре 1887 г.) и в эпоху борьбы с буланжизмом, который нашёл в Клемансо энергичного врага, как только выяснилось, что это — движение к цезаризму и против республики. Отличаясь по преимуществу отрицательным характером, политическая деятельность Клемансо имела и положительные результаты: своей критикой Клемансо не раз приводил умеренных республиканцев к сознанию необходимости расширить свою программу и немало способствовал осуществлению тех реформ, какие проведены были в 80-х и начале 90-х гг.

Клемансо был активным участником «дела Дрейфуса», опубликовав не менее 665 статей в его поддержку. Как совладелец и редактор газеты «L’Aurore» («Аврора»), именно он придумал придумал броский заголовок «Я обвиняю» — фр. J’accuse) для письма знаменитого писателя Эмиля Золя, в котором тот обвинил военное министерство в сокрытии фактов и антисемитизме. С 1903 года стал главным редактором «L’Aurore«, в которой начал компанию по оправданию Дрейфуса; также горячо поддержал Закона о разделении церквей и государства 1905 года, разработанный правительством Луи-Эмиля Комба. В марте-октябре 1906 Клемансо — министр внутренних дел. В октябре 1906 — июле 1909 и в 1917—1920 гг. председатель Совета министров.

Используемая литература:

  1. Газета «The Sydney Morning Herald» от 23 июля 1880 года;
  2. Газета «L’Univers Illustre», №1316 от 12 июня 1880 года;
  3. Газета «Le Figaro», №136 от 4 июня 1880 года;
  4. Jean-Baptoste Duroselle. «Clemenceau le Duelliste». Журнал «Dex Deux Mondes», 1988 — 554 c.
  5. Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия объединенный словник

↑Наверх↑

По данным справочника «Annuaire du duel 1880 — 1889». Изд. 1891г, Париж.
© 2020, Перевод с англ. и фр. Андреев И.Ю.

Оставьте комментарий